МОУРИНЬЮ НЕ НУЖНА БОЛЬШАЯ КОМАНДА, А МНЕ НУЖНА
– Сколько времени нужно, чтобы вывести "Динамо" на тот уровень, который вас устроит?
– Если будем работать с желанием и обойдется без форс-мажора – около полугода. Говорю, прежде всего, о реальных изменениях в игре и результатах, связанных с приходом новых игроков. Так что клубу и болельщикам не помешает небольшой запас терпения.
– Давление лимита ощущаете?
– Нет, в "Динамо" достаточно россиян. Проблема в другом. В том, что каждый из моих игроков хочет попасть в число 11 лучших. Если футболист не играет, он несчастлив. И наоборот. Я сам был футболистом, знаю, что это такое. Теряются уверенность в себе, соревновательный настрой, желание тренироваться. Появляется злость. Даже когда тренер подходит и говорит с тобой, это ничего не меняет. Только играть – вот что такое настоящее футбольное счастье. В этом плане хорошо понимаю футболистов, тем более что многие из них выступают за сборные своих стран.
С другой стороны, это проблема не только для Петреску, но и для Гвардьолы, и для Моуринью. Для всех, у кого под рукой есть два десятка сильных футболистов. Моуринью, помню, сказал мне однажды: "Когда первый раз возглавил "Челси", решил, что обилие хороших игроков осложняет жизнь. Одни играют, другие комплексуют, злятся, теряют форму. В следующем сезоне мы распродали часть звезд, но пришла другая беда: мне перестало хватать квалифицированных исполнителей для участия во всех четырех турнирах, в которых выступал "Челси". Честное слово, не знаю, что лучше: иметь по два качественных игрока на каждую позицию, или не иметь". Представьте, сам Моуринью не знал!
А вот я предпочитаю иметь. Даже на тренировках в этом случае никто не "курит сигару", а борется на максимуме. Как мотивировать людей, это уже моя забота. Стресс? Пусть будет стресс. Без него, на мой взгляд, не бывает результата.
– Возможно, просто вы не оказывались в подобной ситуации...
– Почему же? Оказывался, и даже в "Кубани". В каждом клубе, где работал, я просил: "Пожалуйста, дайте мне по два игрока на каждую позицию". Каждый футболист на каждой тренировке должен сражаться за место на поле. Не хочу видеть человека, который приходит на занятие с сигарой в зубах и мыслью: "Я и так сыграю". Мне нужна супермотивация, даже в некотором роде стресс; повторяю: ведь если ты спокоен – результата не будет.
– Бытует мнение, что Смолов слишком много внимания уделяет публичности – выкладывает в социальных сетях свои фотографии, своей невесты и тому подобное. Отчасти поэтому болельщики его и критикуют...
– Молодые игроки подвержены всяким подобным проблемам, если у них нет постоянной девушки. Они гуляют, ходят по клубам, развлекаются, но, мне кажется, это не случай Фёдора: у него есть невеста, вроде бы, никаких сложностей в личном плане. А что до болельщиков… Запретить им думать так или иначе, я не могу. Фанаты всегда хотят, чтобы "Динамо" побеждало, и если это не так, ищут разные причины. Поймите, в молодом возрасте все совершают ошибки, даже я – не исключение. Уверен, и Кокорин, и Смолов будут вместе играть в сборной – они очень талантливы, у них есть все: удар, дриблинг, голова на плечах.
– У вас есть понимание, почему в сборной нет Юсупова?
– Хороший вопрос, но он, скорее, к Капелло. Я общался с одним из его помощников около полугода назад, говорили о возможных кандидатах в сборную, я называл Юсупова. Артура включают в расширенный список, но в сборную не вызывают – видимо, на его позиции есть более сильные игроки.
– Еще один потенциальный футболист сборной, правда, оказавшийся на скамейке – Антон Шунин. С приходом Габулова он из первого голкипера превратился в третьего. Что произошло?
– В прошлом сезоне мы провели очень неплохой отрезок с Березовским в воротах, старт нынешнего я доверил Шунину. Он моложе, он будущее "Динамо" – мы все это понимаем. Однако Антон провел эти матчи не очень хорошо – психологически ему было непросто, поэтому в "рамку" вернулся Рома. Между тем, Березовскому уже почти сорок, не знаю, как долго он сможет еще играть, а мне, как я уже говорил, хотелось бы видеть конкурентную борьбу.
– Вы говорите об отсутствии уверенности в себе. Не связано ли это с той травмой, полученной от брошенной петарды?
– Шунин прекрасно выглядит на тренировках, к нему нет претензий по самоотдаче. К тому же, он очень хороший и добрый парень. Просто в жизни каждого футболиста бывают моменты, когда все идет не так. Возможно, ему где-то не хватило удачи. Беседовал с нашим тренером вратарей – так он, вот, сказал: "Везение, Дан, порой очень важно для голкипера. Если тебе везет – ты можешь прыгнуть выше головы".
– Может, Шунина подкосил матч со "Спартаком"? У вас вообще есть объяснение этому поражению?
– До этого у меня было пять побед в дерби – мы обыгрывали "Локомотив", ЦСКА, тот же "Спартак". Но в той встрече, к моему изумлению, мы выглядели просто ужасно, особенно в обороне. Если честно, мне хотелось поменять всех четверых защитников и вратаря, но в тот момент у меня еще не было такого подбора исполнителей, как сейчас.
НЕ ОШТРАФУЮ ИГРОКА, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН МЕНЯ УДАРИТ
– Только придя в "Динамо", вы говорили, что заинтересованы в услугах Аршавина…
– Не совсем так. Меня спросили, нравится ли мне Аршавин и был бы я рад видеть его в своей команде. Я и ответил, что всегда рад видеть у себя хороших игроков. Однако никакого предметного интереса к этому футболисту у нашего клуба не было.
– Можете сравнить менталитет игроков "Динамо" и "Кубани"?
– Я хочу видеть на тренировках неистовое желание работать, и мне приятно, что я этого добился в обеих командах. Раньше, к примеру, часто Ломич жаловался: "Столько тренировок, столько работы", а теперь его лучший друг – тренер по физподготовке. Марко один из лучших на занятиях и отлично смотрится в игре, его в пример партнерам можно приводить. Примерно та же история была и в "Кубани" – после первого года работы мне хотелось уехать домой. Я никак не мог понять, как же изменить отношение футболистов к делу, а сейчас – посмотрите: Козлов и Ионов выступают за национальную команду, Беленов – высочайшего уровня игрок.
– Будучи тренером "Кубани", вы как-то сказали, что самым суровым наказанием для футболиста должна быть скамейка запасных, а не денежный штраф. В "Динамо" этот принцип тоже работает?
– За всю свою 12-летнюю тренерскую карьеру я ни разу никого не оштрафовал. Я хочу давать игрокам деньги, а не отбирать их. Если что-то не так – усажу на лавку или отправлю в дубль. Если штрафует клуб – это другое дело, но сам я никогда не просил вычесть что-то из зарплаты игрока. Даже если он ударит меня, не буду этого делать.
– Сдачи дадите?
– Нет, это не про меня. Мой помощник, если что, – справится, или тренер вратарей – они покрепче будут.
– "Кубань", несмотря на количество пришедших и ушедших тренеров, выглядит очень неплохо. Удивлены успехами своего бывшего клуба?
– Руководство раскошелилось, начало покупать хороших игроков. В мою бытность в команде такого не было, а когда я ушел, через неделю появилось восемь новых футболистов. Кажется, я единственный тренер, проработавший в клубе три года – до и после они менялись с завидной частотой. Теперь, вот, снова работает румынский специалист, надеюсь, он потрудится не меньше моего.
– Вы общаетесь с Мунтяну?
– А вы как думали? Сто матчей за сборную вместе сыграли.
– Как-то вы рассказывали, что спорили в "Кубани" с Траоре и Армашем на результат миланского дерби. На сто отжиманий. Уступили в итоге игроки…
– Конечно, не мне же проигрывать (смеется)!
– В "Динамо" эту практику продолжаете?
– На днях поспорил с Ломичем на исход полуфинала US Open. Я ставил на Вавринку, Марко – на Джоковича. Он его большой фанат. Серб победил, проигрывая по сетам 1-2. Пришлось мне 50 раз отжаться… Не сразу, конечно, в несколько подходов. Вот мой помощник Кристинел Пожар может сразу и 150 сделать. Мощность позволяет – он и сейчас в тренажерке, я уверен (улыбается).
– Не могли бы рассказать о Сергее Доронченко – спортивном директоре "Кубани". Говорят, непростой для сотрудничества человек…
– Не знаю, лично мне с ним отлично работалось. Я провел в Краснодаре три года, это о многом говорит. Уверен, он скучает по мне (смеется). "Кубань" при нем прогрессирует, результат налицо. Вместе с губернатором они проводят отличную работу. Доронченко всегда и во всем мне помогал. Да что говорить – он трижды приезжал в Румынию, уговаривая меня перебраться в Россию.
– Сейчас, когда вы видите успехи "Кубани", переполненные трибуны стадиона, не возникает чувства ностальгии?
– Три года в Краснодаре были фантастическими, поэтому вспоминаю их с большим теплом. Надеюсь, что если покину "Динамо", ностальгию тоже буду испытывать…
– Многие отмечают, что "Кубань" до сих пор использует "фундамент", заложенный вами. Тренеры менялись уже несколько раз, а стиль игры остается прежним…
– Не мне об этом рассуждать, это не совсем этично. Могу лишь сказать, что команда показывает сегодня классный футбол.
– Не раздражает, что "Кубань" выступает в еврокубках, а "Динамо" – нет?
– За кубанцев я только счастлив! Ведь когда я только возглавил этот клуб, он был совсем слабенький: первый дивизион, ни игроков, ни большого будущего…
– Вы сказали, что общались с одним из членов тренерского штаба сборной России. Не вы ли рекомендовали попробовать в деле Алексея Козлова?
– Это действительно отличный защитник. Но вы же не думаете, что Фабио Капелло вызвал его в сборную, основываясь на моих советах?
__________________
Быть богом совсем нетрудно. Гораздо труднее перестать им быть.
|