Виктор Гончаренко: «Когда учился в 9-м классе, ребята из 11-го меня слушались»
Виктор Гончаренко сменил БАТЭ на «Кубань». По этому случаю Sports.ru достает из архива интервью, которое белорусский тренер дал Денису Романцову прошлой осенью.
- А вообще концентрацию реально натренировать?
– Я говорю футболистам: «В сутках 24 часа, я вас прошу тренироваться час, максимум полтора – и делать это с полной концентрацией». К счастью, они ко мне прислушиваются. Еще во время игры я «пихал» нашему доктору: «Если игрок упал, это не значит, что надо незамедлительно хватать чемодан и мчаться к нему». Если на поле появляется врач, футболисту нужно покинуть поле для оказания помощи – и мы теряем его на какое-то время.
- Есть какой-то горький опыт?
– Два года назад мы споткнулись на этом в товарищеской игре с «Вислой». Шитова на две минуты увели с поля и за это время мы пропустили два мяча. Требую от футболистов: если* нет серьезной травмы, лежать* не нужно и тем более доктору* не стоит сразу лететь на поле. В игре с «Баварией», помню, на газоне оказался Симич – если б выбежали доктора и ему пришлось покинуть поле, «Баварии» хватило бы одной подачи для гола – учитывая, как Манджукич с Писарро играют головой.
- Александр Глеб – главная звезда команды и самый высокооплачиваемый игрок. Делаете ему какие-то послабления?
– Саша – достаточно опытный игрок, чтобы высказывать свое мнение. Может сказать: «Сегодня мне не стоит тренироваться, лучше позаниматься индивидуально». Он себя хорошо знает и если говорит, как именно ему лучше подготовиться к матчу, мы идем ему на уступки.
- Глеб обращается к вам по имени или более официально?
– Бывает, что и официально, но чаще все равно не так, как все остальные футболисты. Это нормально, учитывая, что мы вместе играли. Причем Саша играл не только со мной, но и со всеми моими помощниками.
- Как-то вы признались, что любите читать интервью коллег. Есть тренер, с которым вы еще не знакомы, но давно мечтаете?
– Мне очень нравятся интервью Виллаша-Боаша. Специально просил нашего переводчика перевести для меня его интервью официальному сайту УЕФА. Мне нравятся его суждения о стратегии, тактике. Люблю почитать Фергюсона. Ну и, конечно, Моуринью всегда предстает во всей красе.
- Не в обиду вашим белорусским коллегам, но рядом с ними на пресс-конференциях вы выглядите иностранцем. Следите за собственным стилем?
– Я и так на всех тренировках в спортивном костюме, поэтому в остальное время предпочитаю красивую одежду. В последнее время покупаю ее в Риме и Милане – мы туда и на сборы регулярно ездили, и в Лиге чемпионов играли. Чтобы не тратить на это время, захожу один раз в магазин, покупаю много одежды и потом год не забиваю себе голову.
- Капский рассказывал, что впервые обратил на вас внимание именно на льду.
– У меня в школе всегда была хоккейная амуниция. Как только зима, я на коньках, с клюшкой. Я ведь был капитаном всех школьных команд – футбольной, баскетбольной, волейбольной, – поэтому учитель физкультуры обеспечивал меня экипировкой. Мы и сейчас снимаем каток и играем – ребята из БАТЭ, минского «Динамо», солигорского «Шахтера», все у кого есть желание и коньки. Играем два часа – выматываюсь страшно, но удовольствие необыкновенное.
- Капитанили во всех школьных командах – значит, лидерская харизма зарождалась еще в детстве?
– Бывало, учитель физкультуры подходил на каких-то соревнованиях, а я ему: «Не-не-не, сам разберусь». Для меня не было проблемой собрать ребят, проехать через весь город с мячами, формой. Мне доверяли, а я любил брать ответственность на себя. Даже когда учился в 9-м классе, ребята из 11-го меня слушались.
- Вы пережили пять операций на колене. Правда, что ваши травмы – следствие придуманного вами подката?
– Я применял такой прием: правую ногу выбрасывал вперед* и всем весом падал на левое* колено, в итоге сейчас оно* еле гнется. Сейчас уже я говорю своим игрокам, что футболист должен как можно больше стоять на ногах. Если футболист упал – он уже не футболист. Особенно чреваты подкаты в штрафной – повышается вероятность рикошета, которые значительно усложняют задачу вратарю.
- На БАТЭ как-то сказался экономический кризис в Беларуси?
– Наши успехи последних лет обеспечили нам подушку безопасности. Даже когда были проблемы с валютой, мы не чувствовали себя ущемленными. Что было обещано, выполнялось вовремя. Вот Толя Тимощук меня спросил после игры: «Как вы тут живете?». Не знаю уж, как на Беларусь смотрят оттуда, но я не думаю, что у нас народ себя так плохо чувствует. Выходишь: светло, уютно, чисто на улицах. Народ улыбается. Есть порядок, есть стабильность. Я не ощущаю на себе каких-то экономических проблем.
- БАТЭ делает ставку на белорусов, вы привыкли работать в русскоязычном кругу. Эта привычка может стать проблемой, когда вы столкнетесь с интернациональным коллективом?
– Не думаю, хотя* в БАТЭ мне действительно очень* легко. Мы давно друг друга* знаем. Можно сказать, что у* нас банда, а я ее главарь.* Я могу поругаться матом – ребята* все понимают. Могу пошуметь после* первого тайма, но после игры – никаких проблем. Знаю, на кого* можно накричать в определенные* моменты, на кого, напротив, давить* нельзя. А когда в команде разные* менталитеты, разные языки, гораздо* труднее определить, кто доволен* своим игровым временем, кто нет.* Но это совершенно не значит, что я боюсь тренировать интернациональный* коллектив. В любом случае в* работе тренера в первую очередь важны компетенция и страсть. А дальше все зависит от того, как идет совместная работа, и какого результата ты добиваешься.
- Насколько вы суровый поборник дисциплины?*
– Главное – создать команду,* которая будет сама воспитывать игроков, плохо воспринимающих ситуацию. В БАТЭ мне это удалось. Если игрок заблудился, сам коллектив направляет его на правильный путь. Но если я вижу, что футболисту надо помочь или вправить мозги, я это быстро сделаю. Вообще, я счастливый в этом смысле человек. Опозданий на тренировку у нас нет – в автобус все садятся в одно время. Если кто-то опоздал на автобус, он может сесть на такси и обогнать команду. Слово штраф может прозвучать, если я сам к кому-то придираюсь. У меня часы всегда показывают на пять-десять минут позже. Однажды Родионов пришел за две минуты до тренировки, а у меня часы показывают 12:08. Я ему говорю: «По моим часам ты опоздал».
- Ловко.
– Потом у команды спрашиваю: «Чего у нас не хватает на базе?». Так Родионову пришлось покупать стиральную машину. Потом у нас был отбой в 11 часов, я слышу: пи-пи-пи. Это Родионов идет доставать свои вещи. Затем они меня тоже на этом подловили. На турецком сборе мы распечатывали конспекты и я опоздал в автобус на две минуты. Захожу: меня встречают бурными аплодисментами. Просто восторг у команды. Счастье. «Ну что, как мы его накажем?» Родионов встает: «Михалыч, у нас нет кофемашины, купите». Я говорю: «Ну хорошо, я куплю, но вам это дороже обойдется».
Последний раз редактировалось Оскар; 14.10.2013 в 04:20.
|