Война глазами украинских солдат
Продолжение...
Иван Дацко
Иван Дацко, 30-летний бизесмен, в прошлом занимавшийся мелкой торговлей во Львове и примкнувший к Майдану с самого начала в прошлом ноябре, прощается с постом, где познал первое по-настоящему боевое крещение, где потерял своих друзей, переживших казнь на Майдане 20 февраля.
«Тогда на Майдане у нас не было оружия, у нас были каски и мотоциклетные шлемы, палки и самодельные щиты, когда мы шли вверх к своей смерти по Институтской,» вспоминает Иван. «Это не было боевым крещением, это было убийство». Иван вспоминает, как ползком вытаскивал своего друга, подстреленного снайпером, а когда дополз с ним до безопасной зоны, друг уже был мертв. В тот день погибло около сотни митингующих, больше сорока из которых были убиты снайперами. Расследование убийств на Майдане ведется, обвинения упали на бойцов Беркута, некоторые из которых уже арестованы. Другие же бойцы Беркута воюют бок о бок с Иваном в Национальной Гвардии. Тогда на Майдане Иван кидал в них камни и коктейли Молотова, они отвечали дубинками и стрельбой из травматики, а потом и боевыми патронами. Сейчас они вместе воюют против общего врага — терроризма, взращенного в вооруженного Россией.
«Сначала мы относились к внутренним войскам и беркутовцам с большим недоверием и они отвечали презрением и недоверием,» вспоминает Иван. «Но потом вместе прошли через огонь и смерть, и все стало по-другому. На этом посту нас часто окружал сущий ад, и мы вместе прошли через это». 29 мая возле Славянска был сбит самолет с генералом Нацгвардии и бойцами внутренних войск и беркутовцами. Все на борту погибли. Те кто выжил при крушении, были добиты террористами в перестрелке. «В этот вечер мы, бывшие Майдановцы и бывшие милиционеры, сели вместе, выпили водки в память погибших товарищей, обнялись и поклялись друг другу отомстить за из смерть. Все прошлые счеты и вражда навсегда с этого дня для нас остались в прошлом».
Это подтвердил командир роты Нацгвардии, под командованием которого много бывших Майдановцев, старший лейтенант Сергей Коваленко, сам бывший офицер внутренних войск, который тоже был только по другую сторону Майдана в те дни. «Они еще не полностью подготовлены, и у них не хватает опыта, но когда до дела доходит, они не знают страха, они прирожденные бойцы,» говорит Сергей. «Если мы их можем многому научить в нашей профессии, они могут нас научить многому, что касается настоящего патриотизма. А это ох как важно теперь. На этой проклятой войне.»
-------------------------------------------
Снимается 16-й блок пост. Снимается и базовый лагерь Национальной Гвардии недалеко от Славянска. В этот жаркий полдень он похож на муравейник. Солдаты и офицеры, все с голым торсом, и потому неотличимы друг от друга, занимаются кто чисткой оружия, кто стиркой, кто чисткой сапог. Некоторые собирают рюкзаки и палатки, другие бреют друг другу головы.
«Ты так классно стираешь! У тебя, походу, стиральной машинки нет!» кричит один солдат другому, который над тазиком выжимает маскировочные штаны. «Нет, есть, только она может обидеться, если я ее так назову, потому что мы с ней еще и [любовью занимаемся]”, отвечает тот. Все вокруг на несколько минут тонет в здоровом солдатском гоготе. Солдатики повторяют друг другу удачную шутку и умирают со смеху. «Ого, какой настрой в сегодня в войсках!» отмечает проходящий мимо высокопоставленный офицер, единственный в лагере, одетый по полной форме. «Это хорошо! Это на войне очень пригодится!».
А война плывет по морям подсолнухов и кукурузы дальше на юг. И ей не видно конца.
Война за Независимость, которую в своей истории так или иначе проходит каждая настоящая страна.
Сергей Лойко журналист, фотограф