От авторов

Эта книга — первый объемный труд по истории ныне одного из популярнейших футбольных клубов России — московского «Локомотива». Авторы воссоздали нелегкий путь «Локомотива» к признанию в нашей стране и в Европе во всех подробностях и с максимальной достоверностью. Однако отсутствие в архивах протоколов матчей команды за целый ряд сезонов 1930—1950-х гг., подробных отчетов о международных матчах не позволило сделать рассказ об истории старейшего клуба железнодорожников полным, исчерпывающим. Постоянные контакты авторов с ветеранами футбола способствовали исчезновению многих белых пятен в клубной биографии. Однако популярность «Локомотива», особенно в послевоенные и 1970—1980-е годы, несравнима со спартаковской или динамовской, что находило свое отражение и на страницах прессы. Команде железнодорожников газеты и журналы уделяли значительно меньше внимания, что не способствовало закрытию пробелов, вызванных отсутствием официальных данных.

70-летие со дня основания Всесоюзного добровольного общества «Локомотив», которое отмечалось 12 января 2006 г., вынудило авторов завершить работу на этапе, когда не все возможности архивных поисков были исчерпаны. Следующие издания истории «Локомотива», вероятно, будут полнее. Факт выхода этой книги наверняка заставит покопаться в своих собраниях коллекционеров футбольной литературы или просто болельщиков со стажем и открыть новые страницы биографии одного из флагманов российского футбола.

С паровозом в эмблеме

Стремительный разбег современного «Локомотива» по российским футбольным магистралям, успешное освоение им сложных европейских маршрутов, в том числе в Лиге чемпионов, иногда порождает несколько пренебрежительное отношение ко всему, что было до наступления эпохи Юрия Семина и Валерия Филатова. На фоне двукратного чемпионства России меркнет единственное серебро союзного периода. И что там четырехкратное владение Кубком Международного спортивного союза железнодорожников по сравнению с опять же двукратным проникновением в полуфинал европейского Кубка обладателей кубков или с выходом во второй этап Лиги чемпионов. Многим памятны и жалкие зрительские островки на прежних черкизовских трибунах. Выстроенные заново в лучших традициях мировой спортивной архитектуры трибуны теперь до краев кипят страстями. И уж совсем не похож нынешний красно-зеленый «Локомотив» — стилем, игровыми манерами — на своего предка с белой продольной полосой от шеи до пояса на красном фоне, наспех перепавшей ему, поскольку поперечную полосу успели захватить спартаковцы.

При всем этом «Локомотив» последнего поколения - прямой наследник страдальца союзных времен, которого в 1960-е гг. прошлого столетия нарекли даже пятым колесом в телеге московского футбола. В первые послевоенные годы, а затем и после взлета на стыке 1950—1960-х гг. «Локомотив» переживал нелегкие времена, то изредка с большим трудом выбираясь на заметные позиции в чемпионате, то вновь увязая в турнирном болоте. Ни одна из наших команд не совершала таких частых и головокружительных скачков по турнирной лестнице. Этот тяжелый крест на первых порах пришлось носить на себе и Семину с Филатовым. Тем более, предаваясь гордости за сегодняшний день команды железнодорожников, мы не вправе представать Иванами, не помнящими родства с теми, кто стоял у истоков или в силу своих способностей и возможностей сохранил до наших дней эмблему, на которой когда-то летел вперед паровоз, а теперь красуется последний «писк» железнодорожной тяги. За этим локомо-тивским символом судьбы не только игроков, тренеров, всех, кто был причастен к команде, но и десятков тысяч болельщиков, на протяжении более чем полувека разделявших с клубом все горести и радости, победы и поражения. Немного их осталось у «Локомотива» к началу его российской эры, но и прежде были времена, когда команда