Но и самого большого своего тренерского успеха Елисеев достиг снова в Москве. После чего... неожиданно вернулся в столицу Латвии. Спустя годы так объяснил тот свой поступок:

   Мой тренерский путь не всегда был усыпан розами, были и ошибки, и промахи в работе, но честь свою стремился не уронить. Не раз работе мешали дилетанты или грубияны, наделенные большой административной властью. В феврале 1958 г. я был назначен старшим тренером столичного «Локомотива», в котором подобрался хороший ансамбль игроков. Между мной и футболистами сложились теплые отношения. Команда показывала интересный наступательный футбол и в 1959 г. впервые завоевала серебряные медали. Однако к этому времени у меня ухудшилось взаимопонимание с начальником команды Николаем Морозовым, человеком крутого нрава. Он постоянно мешал мне работать и, имея свободный вход к министру путей сообщения Борису Бещеву, восстанавливал его против меня. Министр стал все чаще косо поглядывать на строптивого тренера и неожиданно отказал мне в получении квартиры, твердо обещанной им перед тем, как я принял коллектив. Пришлось подать заявление об уходе по собственному желанию.

И футболисты рассказывали, что причиной подспудного конфликта была ревность Морозова к успехам им же и выбранного тренера. Возможно, уход Елисеева стал той спичкой, от которой возгорелось пламя пожара. Одновременно команду покинули и два игрока основного состава серебряных медалиста.

В 1968 г. Евгений Елисеев вывел в финал Кубка СССР ташкентский «Пахтакор» и до последних своих дней выступал в прессе с глубокими статьями по теории и практике футбола.

З (Забелин, Зайцев)

ЖЕЛЕЗНЫЙ РЫЦАРЬ ЛОКОМОТИВСКОЙ ОБОРОНЫ

Даже в славной ветеранской когорте «Локо» Геннадий Забелин стоит особняком. Он рос, можно сказать, под перестук колес железнодорожных составов. Отец был машинистом паровоза, мать нормировщицей в локомотивном депо Красноярска. Другого пути у мальчишки не было, как продолжить семейную традицию. И в футбольную секцию он пришел, естественно, «Локомотива» к тренеру В . Шелатонову, одновременно защищавшему цвета красноярских железнодорожников. Сейчас все знают, что Красноярск дал нашему футболу Олега Романцева, Александра Тарханова, Вадима Иванова, других известных мастеров. Но первым красноярцем, выбившимся в футбольные люди, был Геннадий Забелин.

Правда, скоро ему стало не до футбола. В разгар Великой Отечественной войны 17-летний выпускник школы железнодорожных техников был направлен на работу в колонну № 31 паровозов особого резерва МПС, несшую вахту на головных участках фронтов. Ремонтировать, восстанавливать паровозы и вагоны приходилось порой под непрерывным обстрелом, под бомбежками. Боевой путь Забелина пролег от Сталинграда до польского Вроцлава. По окончании войны родители Геннадия переехали в Одессу, а сын вдруг заразился авиацией, уехал в Москву и поступил в МАИ. Но рожденный колесить по рельсам летать не может, не суждено ему было стать конструктором авиалайнеров. Первый же выход Забелина на футбольное поле за институтскую команду привлек внимание известного тренера клубных подразделений МЖД и одновременно селекционера головного «Локомотива» Николая Ильича Хорева. И в 1946 г. Забелина зачислили в команду мастеров. С мечтой об авиации пришлось расстаться. Серьезная болезнь отложила его дебют до глубокой осени 1947 г. Первые матчи новый центральный защитник железнодорожников, не менявший амплуа потом всю свою сознательную жизнь, провел в финальном турнире команд второго дивизиона, победа в котором вернула «Локомотив» в группу сильнейших.

Постепенно Забелин выдвинулся в число лучших стопперов советского футбола. Некоторый недостаток скорости мощный, атлетически сложенный защитник компенсировал тонким пониманием игры, точным выбором позиции и редким хладнокровием. Не было ему равных и в подстраховке партнеров, в организации оборонительных действий.

—    Мы были за ним, как за каменной стеной, — вспоминал другой незаурядный оборонец «Локомотива» Александр Климачев. — По ходу игры Забелин командным тоном корректировал позицию крайних защитников и полузащитников ему из центра защиты было виднее, а опасность он чувствовал как матерый волк. И никогда не терял головы, не впадал в панику. Его указания были четкими, верными даже в самые горячие моменты у наших ворот.

Оплотом локомотивской обороны Забелина сделала и прекрасная игра головой в воздушных