искусство. Иначе его не назовешь. И в нем полно и ярко проявился многогранный талант Аркадьева. Мы уже отмечали выше, как терпеливо работал он с молодежью, как любовно вводил ее в «свой» мир футбола. А теперь подчеркнем еще одну характерную деталь. При всем многообразии индивидуальностей его избранники все как один отличались: а) высокими морально-волевыми, бойцовскими качествами; б) хорошими данными физического развития и безупречным атлетизмом; в) индивидуальной техникой, соответствующей уровню высшей лиги советского футбола.

Но даже два десятка первоклассных мастеров - это еще не команда. Нужны мастерство и настойчивость, чтобы создать единый коллектив. И если команда ЦДКА из сезона в сезон набирала темп, становилась все лучше и лучше, не теряла, а прибавляла в классе, то в этом прежде всего заслуга тренера. В этом итог его труда, истинный вес его знаний и таланта, опыта и преданности делу.

Если в 1945 году ЦДКА была одной из хороших команд, то уже в 1946-м стала лучшей в стране. Что же подняло ее на эту высоту? Какие принципы работы положил тогда Аркадьев во главу угла? Есть, вероятно, смысл поискать ответы на эти вопросы.

Исключительное значение придавал тренер армейцев предсезонной тренировке. Борис Андреевич в одну из наших встреч любезно передал мне для временного пользования свои рабочие дневники, и это дает нам возможность восстановить картину прошлого.

-    Есть одно обстоятельство, которое очень роднит футболиста и пианиста, - любил часто повторять Борис Андреевич. - И тому и другому для поддержания высокого уровня мастерства необходимы постоянные упражнения в технике. Без этого не обойтись.

Особенно много внимания уделял тренер специальным упражнениям на ведение мяча в различных направлениях: обводке стоек или партнеров по команде (с противодействием) на время, с возрастающей скоростью и последующей передачей партнеру; передаче мяча между двумя или тремя игроками на месте и в движении. Здесь тренер всегда проявлял особую требовательность и не разрешал заканчивать упражнение, пока не убеждался, что оно усвоено хорошо.

-    Пас - это нерв футбола, - говаривал Борис Андреевич. - От состояния этой «нервной системы» зависит все или почти все в построении игры.

Потом - удары по воротам. Аркадьев отводил им немало времени на каждой тренировке. Какой бы славой ни пользовался футболист (а в ту пору в ЦДКА были собраны первоклассные бомбардиры во главе со знаменитым Григорием Федотовым), каким бы ни было его мастерство, он выполнял все задания в полном объеме от начала до конца.

При этом работа велась на твердых методологических принципах. Сначала вся команда, словно здесь собрались новички, разучивала какой-нибудь удар (носком, «щечкой», подъемом и т. д.) с места, вникала в теорию этого элемента, осваивала до мельчайших деталей его техники. Борис Андреевич опрашивал каждого - будь то Федотов или Бобров, Николаев или Гринин, -как он понимает тот или иной элемент, следил за его выполнением по разделениям. А потом этот же удар тренировался по программе возрастающей сложности, с ходу, с невыгодной позиции, в противоборстве с защитником, с прыжка и т. д. Он учил футболистов действовать в обстановке, максимально приближенной к «боевой», в ситуациях, родственных тем, которые могут возникать, и действительно возникали, во время официальных матчей.

Эта утомительная, иногда казавшаяся нудной работа, разумеется, приносила свои плоды. Например, и в сезоне 1945-го и в сезоне 1946 года вся армейская пятерка вошла в список десяти лучших бомбардиров страны. Вот их индивидуальные достижения по итогам чемпионата сорок пятого года: В. Бобров - 24 гола, Г. Федотов - 12, В. Демин - 11, А. Гринин - 10, В. Николаев -10. В 22 матчах чемпионата передняя линия армейской команды провела 67 мячей, т. е. в среднем даже немногим более трех за матч.

-    Очень бы хотелось, - говорил мне Борис Андреевич, - чтобы современное поколение футболистов и тренеров серьезно задумалось над подобными результатами. Беспомощность при выполнении завершающих ударов объясняется только недостаточной степенью подготовленности, крайне плохой организацией тренировки.

-    Но теперь система обороны совершенно иная, чем прежде, - возражал я. - Ваши ученики такую плотность зашиты не встречали.