Талант, как «нарушитель» привычных норм и пределов, выходит на поле и начинает задавать задачи, на которые у противника нет готового ответа в разработанном заранее плане игры. Ну что же, тем хуже для такого плана игры. Игроки начнут творить игру на поле, в спортивной борьбе, преисполненной бесконечного разнообразия в соотношении сил и индивидуальностей. В игре появится творческая мысль и артистическое исполнение.

Тут-то мы и попадаем в заколдованный круг. Оказывается, мы упростили тактику игры до арифметического расчета при помощи ног, потому что наш футбол обеднен мастерами индивидуальной игры, т. е. игроками, которые должны обладать одновременно и высокой техникой игры, и «сценическим» искусством финта, и тактической выдумкой, и достаточной скоростью передвижения.

И вот общепринятая стандартная тактика наших команд, эта «надстройка», уже сама, в свою очередь, влияет на свою живую «базу», не требуя от наших футболистов разностороннего мастерства игры и формируя игроков одностороннего и ограниченного игрового умения.

Наш футбол не обладает сейчас настоящими асами индивидуальной игры, наличие которых в команде ставило бы противников перед необходимостью тактической перестройки свой игры. А такой игрок в нападении берет на себя сразу несколько противников или заставляет перестроиться почти всю защитную группу на чисто позиционную игру. Игрок нападения, обладающий большой проходимостью сквозь защиту противника, одним своим присутствием на поле уже дает значительную свободу своим партнерам, так как защита противника все внимание уделяет страховке своего партнера, играющего против опасного нападающего. С другой стороны, и товарищи по команде должны в полной мере использовать способности своего партнера, будь то, допустим, искусство скоростной обводки или сильный и точный удар по воротам.

Такому игроку партнеры должны дать возможность применить в игре свое искусство и талант и добиться успеха для всей команды. Например, чем больше игроку, имеющему очень сильный удар по воротам, будет предоставлено случаев обстрелять их, тем больше вероятности, что он забьет гол. Это значит, что коллективность игры в этом случае будет заключаться в том, чтобы, передавая такому игроку мяч, дать ему наибольшее число попыток взять ворота. Или, допустим, в играющей команде на одном участке игры один нападающий легко «расправляется» со своими противниками, обводя их и угрожая воротам. И опять коллективным усилием команды следует дать этому игроку в полной мере использовать индивидуальное мастерство на пользу своей команды. Ему следует отдавать мячи, не всегда требуя от него ответного паса. В том, чтобы наиболее полно использовать индивидуальные способности каждого игрока на пользу всего коллектива, и заключается смысл коллективной организации игры. Нужно таким образом построить игру команды, чтобы каждый ее игрок делал именно то, в чем он особенно силен и к чему имеет тяготение и талант.

Мы знаем, что у каждого игрока есть сильные и слабые стороны, есть свой «конек», на котором он и строит свою игру. Например, если в паре играют два посредственных игрока, которые все умеют делать, но обладают игровыми качествами, не выходящими из среднего уровня, то на их коллективном усилии будет лежать та же печать посредственности, которой отмечен каждый из них в отдельности. Правда, каждый из них в коллективно организованном действии сделает много больше, чем в отдельности, но все же они не покажут ничего выдающегося, так же как и сто посредственных художников никогда не создадут сообща гениального творения живописи.

Если же рядом играют два игрока, обладающих в общей совокупности даже меньшим набором навыков и качеств, чем двое предыдущих, но имеющих свои «коньки», то их парная игра может оказаться неизмеримо сильнее. Допустим, один из них «тихоход», но большой мастер игры в пас, а другой - счастливый обладатель очень большой скорости бега, при обязательном, конечно, общем игровом умении. Естественно, что противники будут подстраховывать друг друга и стеречь «скоростника», что даст относительную свободу игры его соседу. А его сосед будет получать мячи и выводить на ворота своего быстрого партнера острыми «выдачами» мяча. Таким образом, каждый из них будет «работать» на своего партнера и по своей специальности, и их общая «работа» будет высококвалифицированной.

Смысл коллективной игры главным образом в том, чтобы каждый игрок был использован