сильным и точным ударом по воротам, что А. Пономарев не лучшим образом играл в комбинационный пас, В. Бобров не всегда проявлял активность, а И. Кочетков -ответственность.

Сейчас наши футболисты обладают гораздо большим набором необходимых навыков и качеств. Их футбольный ценз неизмеримо вырос. Мастерство стало гораздо разностороннее, больше по объему. Вырос и общий комплекс игрового умения, психологических и двигательных качеств. В этом именно, на мой взгляд, и заключается главная причина роста советских футболистов. Их игровое разностороннее мастерство основывается на общей атлетической и психологической подготовке, оно отвечает требованиям и тенденциям тактического развития современного футбола, в котором спортсмены должны обладать почти универсальным умением, гармоничным развитием всех качеств, необходимых для коллективной спортивной борьбы.

Это обстоятельство требует очень большой заботы по обучению футболистов, воспитанию у них недостающих навыков и качеств. Вот тут-то и начинается работа тренера. Он обязан исправить, а вернее, ликвидировать недостатки у игрока, ибо чем меньше футболист их будет иметь, тем больше сумеет сделать на поле, тем больше будет объем и выше качество его игры.

И мы, тренеры, много работаем в этом направлении. Жизнь в полной мере оправдывает наш метод работы.

Тем не менее возникает чувство стыда и досады, когда видишь, что кое-что в нашем футболе еще не доработано. Это прежде всего касается технического мастерства наших игроков. Например, из всего состава нападающих нашей сборной, может быть, только один Виктор Понедельник владеет техникой удара по воротам, напоминающей приемы некоторых мастеров прошлого.

Разве может нас удовлетворить техника индивидуальной игры? А ведь не следует забывать, что лучшей командой мира стала группа виртуозных солистов индивидуальной игры, заигравших организованно, коллективно. Я говорю о бразильцах. Если советские футболисты, воспитанные на принципах коллективного труда и борьбы, знающие, что такое этика и дисциплина коллективного действия, в полной мере овладеют комплексом технических средств игры, они смогут претендовать на еще большие международные победы.

И если мы, тренеры, работая над исправлением недостатков наших футболистов, подравниваем их на высоком общем уровне игры, то, занявшись их «достатками», т. е. способностями, мы на этом высоком плато поднимем «пики» индивидуального мастерства.

Мы должны гораздо больше внимания и заинтересованности проявлять к способностям молодых футболистов. Сразу же, с детского возраста, нужно находить талант и предрасположенность мальчика к какой-то стороне или элементу игры. Не нужно предостерегать и охранять его от увлечения тем, что ему легко удается и доставляет творческую радость. Наоборот, следует усиленно развивать в нем его талант.

Каждого футболиста необходимо вооружить каким-то «коньком», каким-то игровым навыком или качеством, с тем чтобы он превосходил бы в этих элементах других игроков. В каждом футболисте, получившем основательную и обязательную общую игровую подготовку, нужно развивать ростки его таланта, одаренности, т. е. того, что ему дано авансом и подлежит возвращению с процентами.

Если этого не сделать в период формирования игрока, в детские, юношеские годы, индивидуальная исключительность так и не раскроется в полной мере.

Нет более благодарного занятия, чем выявление человеческих способностей, внимательное и бережное отношение к ним, к этим слабым и нежным росткам, которые могут пышно расцвести, а могут и зачахнуть. С детского возраста у маленьких футболистов проявляются какие-то определенные способности к тем или иным элементам игры. И естественно, что у мальчика возникает склонность делать то, что ему легко удается в игре, а потому и доставляет удовольствие.

Правда, мальчики, предоставленные самим себе, обычно занимаются почти исключительно тем, что у них хорошо получается, что соответствует их способностям. Так появился большой мастер дриблинга Петр Дементьев, так появились многие футболисты,