клубы рассчитывали на оказание финансо вого содействия пивоваров в приобретении игровых площадок. К примеру, «Уотфорд» и «Олдхэм Атлетик» получили от местных пивоварен ссуду на покупку тренировочных полей. В период экономической депрессии для владельцев пивоварен было обычным делом оказывать поддержку «своей» фут больной команде.
Конечно, современный футбол разви вался не только благодаря усилиям пивова ров и владельцев пабов. Трезвенники и по борники воздержания от спиртного играли не менее важную роль в развитии футбо ла, особенно в становлении Футбольной лиги и формировании ее административ ных органов. Один из отцов-основателей лиги Уильям Макгрегор из «Бирмингема» был убежденным трезвенником. Чарльз Сатклифф, первый секретарь Футбольной лиги, служил проповедником в воскрес ной школе, Чарльз Клегг из «Шеффилда» и Уолтер Харт из «Смолл Хит» были актив ными участниками движения за трезвый образ жизни, а Джон Льюис, ведущий ар битр лиги, часто выступал с экспромтами на тему «сатанинского зелья». Что касается северян, то Шотландская футбольная ассо циация была основана в 1873 году в Глазго в отеле «Temperance» (гостиница, где не продавались спиртные напитки), принад лежащем Дьюару. Во многих городах лиги и команды при воскресных школах форми ровались в противовес клубам и лигам при пабах, и в некоторых местах численное пре восходство было на стороне трезвенников.
Но в целом культурная связь между пи вом и футболом была слишком прочной, и движение трезвенников так и не стало серьезной угрозой для нее. Это особенно проявилось в деятельности пивоваров, ко торые стремились воспользоваться любой возможностью для рекламы своего товара на футбольном поле, в спортивных газе тах и программах матчей. В период между войнами лишь немногие крытые трибуны не имели надписей с названиями местной пивоварни, выведенных на крыше. Спор тивные газеты и клубные программы также получали существенный доход от реклам ных объявлений, размещаемых пивовара ми. В 1960-х годах, с наступлением эпохи телерекламы, такие футболисты, как Боб би Мур, Денис Лоу и все члены команды «Ливерпуля», имели на футболках рекламу пива и пивных баров.
Можно сказать, что современная эра футбольного спонсорства началась в се зоне 1970/71 года, когда была учреждена олимпийская система соревнований на Ку бок Уотни для команд Футбольной лиги, за что пивоварня «Уотни» заплатила 82 тыс. фунтов стерлингов (кстати, в этом турнире впервые проводились серии пенальти при ничейном результате). Послабления в пра вилах размещения рекламы на спортивной одежде привели к тому, что в 1980-х годах клубы заключали спонсорские соглашения, согласно которым на футболки членов ко манды наносились имена пивоваров и на звания их товаров. В 1990-х годах в массо вом порядке менялись названия кубковых соревнований, чтобы привлечь спонсоров из Англии и Шотландии. В это время в футболе доминировало имя гиганта пиво варенной индустрии Bass, который исполь зовал футбол для рекламы своих брендов в крупных соревнованиях, таких, как Уортинг- тонский кубок (бывший Кубок лиги), Кэр- линговский кубок Премьер-лиги и шот ландский Кубок Теннента. В 1998 году Bass расходовал более одного миллиона фунтов стерлингов в месяц только на спонсорскую поддержку Премьер-лиги, но отдача от этих капиталовложений тоже была значи тельной. Продажи светлого пива Carling возросли на 31%, и оно стало самым про даваемым алкогольным напитком в Соеди ненном Королевстве.
В первой половине XX века рекламу пива в футболе осуждали поборники трез вости, которые указывали на противоречие