побудили законодателей Шотландии при нять закон, запрещающий приносить на трибуны спиртные напитки, а также приоб ретать алкоголь по дороге на футбольные матчи. В 1985 году правительство Тэтчер, озабоченное юридическими и другими проблемами национального футбола, ввело еще более жесткие антиалкогольные меры в отношении футбольных матчей в Англии и Уэльсе. Они запрещали зрителям иметь при себе спиртные напитки, распивать их или появляться в нетрезвом виде на фут больных трибунах или по дороге на матч, но в отличие от шотландского закона раз решали употреблять спиртное на стадио не, но только в том месте, откуда не видно игрового поля.

Однако связь между употреблением ал коголя и насилием некоторые наблюдатели поставили под сомнение, ссылаясь на по ведение футбольных болельщиков других стран, например датчан, поглощающих невероятное количество спиртных напит ков, но отличающихся достаточным миро любием. Известно и другое: итальянские «ультрас», крайне невоздержанные в по ведении, лишь в редких случаях склонны к пьянству. Исследование, проведенное в

1977 году полицией графства Стратклайд, показало, что статистика преступлений (в том числе под воздействием спиртного), совершаемых в дни проведения футболь ных матчей или в другие дни недели, прак тически одинакова. Питер Марш и Кейт Фокс Кибби, оперируя этими данными в своей книги «Пьянство и общественные беспорядки» (1992), пришли к выводу, что утверждения о пьянстве как о причине футбольного хулиганства являются разно видностью «моральной паники» и слабо подтверждаются фактами.

Изменение имиджа болельщиков на циональной сборной Шотландии, которые в 1960—1970-х годах считались самы ми завзятыми пьяницами и дебоширами в футбольном мире, а на Кубках мира и чемпионатах Европы 1980—1990-х го дов превратились в мирных, хотя и много пьющих, «послов доброй воли» от своей страны, является убедительным доказа тельством того, что алкоголь — это не причина, не симптом зрительского наси лия. Хотя до сих пор никто так и не объ яснил, что же способствовало переменам в поведении шотландских болельщиков, сам факт случившегося указывает на то, что культура употребления алкогольных напитков прочно связана с преобладаю щими представлениями о национальной или местной самобытности и с выражени ем этих идей.

Связь между футболом и алкоголем кажется почти нерасторжимой. Если в бу дущем отношение к спиртным напиткам будет меняться примерно так же, как к та бачным изделиям, то многие финансовые и спонсорские соглашения могут быть на рушены, однако употребление спиртного, очевидно, всегда будет неотъемлемым эле ментом футбольной культуры.

Источники:

May, Р., Sunday Muddy Sunday (London: Virgin, 1998).

Vamplew, W., Pay Up and Play the Game: Profes sional Sport in Britain, 1875—1914 (Cambrid ge: Cambridge University Press, 1988).

Weir, J., Drink, Religion and Scottish Football 18731900 (Renfrew: Stewart Davidson, 1992).

Дополнительная литература:

Mason, Т., Association Football and English Soc iety, 18631915 (Brighton: Harvester Press, 1980).

Ripley, M. and Wood, F.,«Beer is Best»: The Colle ctive Advertising of Beer 19331970 (London: The Brewers’ Society, 1994).

См. также Медицинские препараты.

Тони Коллинз