Футбольные болельщики, как прави ло, с невероятным почтением относятся к собственным стадионам, которые часто на самом деле бывают ничем не примечатель ны в архитектурном отношении. Географ Джон Бэйл называет подобные чувства топофилией, что определяется как эмоцио нальная привязанность к конкретному ме сту. Топофилия болельщиков и бездействие директоров, без сомнения, способствовали безразличному отношению клубов к архи тектуре своих стадионов, — по крайней мере до трагедии в Хилсборо в 1989 году, которая привлекла внимание к бедствен ному состоянию сооружений. Первые бри танские футбольные стадионы появились в 1880-х годах, когда члены клубных комите тов осознали коммерческие возможности взимания платы за проход на зрительские места в огороженном пространстве. Наи более успешные клубы стали воздвигать павильоны и небольшие крытые трибуны для своих состоятельных споснсоров. За тем появились ступенчатые насыпи или деревянные террасы, предназначенные для зрителей. Первым специально построен ным футбольным стадионом в Англии стал «Гудисон Парк» клуба «Эвертон», который был сооружен в 1892 году. В Шотландии примерно в то же время были построены стадионы «Селтик Парк» и «Саут-Стенд».

Арчибальд Лейтч (1866—1939) счи тается самым плодовитым архитектором футбольных стадионов. Его футбольный план обычно включал трибуны и три терра сы, иногда имел варианты. Типичную пла нировку имели стадионы «Эйрсом Парк», «Стэмфорд-Бридж», «Хэмпден Парк», «Уайт Харт-Лейн» и «Энфилд». В Шотлан дии отдавали предпочтение эллиптической форме стадиона, в то время как в Англии — прямоугольной. Работа Лейтча над стади оном «Крейвен-Коттедж» для «Фулхэма» (1906) получила строительный статус II ка тегории. Угловой павильон этого стадио на был сооружен в традиционном стиле, который особенно любили в Шотландии. Этот стиль проявился в богато украшенном фасаде павильона на «Стивенсон-Роуд». Центральный фронтон крыши с названием клуба, обращенный в сторону футбольно го поля, был типичным творением Лейтча. В 1922 году он построил трибуну на стади оне «Тринити-Роуд» клуба «Астон Вилла», которая стала еще более совершенной, чем у «Фулхэма», не говоря уже о других стади онах того времени.

Другой отличительной особенностью стадионов Лейтча были перекрещивающи еся металлические конструкции на стенах лоджии верхнего яруса. Они украшали «Гудисон», «Рокер» и «Фрэттон-Паркс» и сейчас сохранились на стадионе «Саут- Стенд» в Айброхе, родном городе Лейтча. Это помпезное сооружение первоначально имело причудливую будку для прессы, воз вышавшуюся на крыше наподобие зубча той башенки. А уличный фасад стадиона «Илброх», выполненный из красного кир пича, сохранился до сих пор, пережив ра дикальную перестройку в 1978—1981 го дах. Однако Лейтч был скорее инженером, чем архитектором, и даже лучшие фасады созданных им трибун были лишь имита цией классического стиля. Клод Уотерлоу Феррье (1931) был автором западной три буны стадиона «Хабери». Она построена из бетона и украшена резной маркизой со стороны крыши, обращенной к футбольно му полю. Восточная трибуна сооружена по проекту Уильяма Бинни (1938). По стилю она похожа на западную, но в ней рас полагаются различные вспомогательные помещения. Кроме того, там находит ся вход в знаменитый клубный зал для празднеств. Однако наиболее впечатля ющим внешним аспектом этого сооруже ния является типично британский фасад в стиле артдеко. Несмотря на смелый со временный дизайн, северная трибуна, со оруженная в 1993 году, сохраняет общий стиль 1930-х годов.