Драматические произведения

Футбол никогда не был источником вдох новения для драматургов, однако традиция сочинения пьес, скетчей и театральных ревю на футбольную тему, появившаяся в конце XIX века, стала особенно заметной во второй половине XX века. Считается, что первым произведением подобного рода стала четырехактная музыкальная драма «Король футбола» Джорджа Грэя, с большим успехом прошедшая в Лондоне и в провинции в 1896 году. В драме обыг рывался эпизод, связанный с финальным матчем Кубка ФА, проходившем на кен- нигтонгском стадионе «Овал». Огром ным успехом пользовалась музыкальная комедия Лайонела Мокстона «Наша мисс Гиббс» (1909), в которой упоминалась футбольная тема. Однако в то время са мый большой интерес к футболу про явили мюзик-холлы. «Стиффи-голкипер» Гарри Уэлдона был одним из наиболее популярных комических скетчей периода правления короля Эдварда. Отношения между футболом и мюзик-холлом вовсе не были односторонними: футбольные болельщики распевали понравившиеся песенки и фразы на трибунах. С этого времени постепенно оформляется фэн- культура. К примеру, болельщики «Барн ли» в честь успехов своего голкипера Джереми Доусона в розыгрыше Кубка ФА сезона 1910/11 года носили розетки с лозунгом «Так держать, Джерри!» из арсе нала известного комика Лью Лейка. Связь между театральными постановками и фут больными матчами как двумя видами раз влечений можно проследить и по журна лам, в частности по «Иллюстрированным спортивным и театральным новостям», где печатались обзоры мюзиклов вместе с отчетами о футбольных матчах.

Вероятно, самым «серьезным» драма тургом, затронувшим футбольную тему, был уроженец Манчестера Хэролд Брай- хаус, чья пьеса «Игра» в 1913 году шла на сцене Ливерпульского репертуарного теа тра. В ней высмеивалось идолопоклонство перед «звездными» игроками (в данном случае «Блэкстон Ровере» из Ланкашира), но отдавалось должное честности профес сионального футболиста (Джек Метерхолл из «Бирчестера» отказался пойти на умыш ленный проигрыш в важном стыковом мат че со своим старым клубом «Блэкстоном»). Главная цель драматурга заключалась не в драматизации футбола, а в показе конфлик та между поколениями. Эта тема получила дальнейшее развитие в классической драме Брайхауса «Выбор Хобсона» (1915).

В межвоенный период было поставлено несколько одноактных пьес на тему фут бола, хотя гораздо чаще игра становилась символом или метафорой и использовалась как драматургический прием, особенно в пьесах о войне 1914—1918 годов.

В 1940—1950-х годах драматурги не за бывали о футболе. Так было в трехактной комедии Глена Мелвилла «Матч любви» (1953) с Артуром Аски и Торой Хирд в главных ролях, которая потом была экра низирована. Гарольд Пинтер неоднократно упоминал о футболе в ряде своих наибо лее известных пьес, в частности в «Тупом официанте» (1960). В конце 1960-х годов драматурги все чаще стали обращаться к футбольной теме. В 1967 году на сцене Национального молодежного театра была поставлена пьеса Питера Терсона под на званием «Зиггер-заггер», затрагивающая проблемы футбольного хулиганства и мо лодежной культуры (песенка с припевом «Зиггер-заггер, зиггер-заггер, ой-ой-ой» была тогда особенно популярна). Терсон, один из ведущих молодых драматургов того времени, работал в театре Виктории в Стоке и собирал материалы для своей пьесы на стадионе клуба «Сток Сити».