болельщиков, невысокий уровень клубной игры и провалы в международных встре чах. С начала 1990-х годов футбольные клубы и управляющие структуры футболь ных лиг стали все активнее использовать рыночные методы в организации футбола, внедрять маркетинговые стратегии, уже вошедшие в практику профессионального спорта в США.

Источники:

Gavron, J., «Accociation Football: A Battered Sport and a Troubled Business», The Economist, 31 May 1986, 46—53.

Mullin, B. J., Hardy, S. and Sutton, W. A., Sport Marketing (Champaign, IL: Human Kinetics, 1993).

Дополнительная литература:

Fynn, A. and Davidson, H., Dream on: A Year in the Life of a Premier League Club (London: Simon & Schuster, 1996).

Shank, М., Sports Marketing: A Strategic Persp ective (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1999).

Дейв Хадсон

Медали

Памятные медали, связанные со значитель ными событиями в футболе, вручались с са мого возникновения организованной игры в футбол. Никто точно не знает, когда были вручены первые медали, но ясно одно — все присуждались за победу в крупных со ревнованиях. Медаль является реальным подтверждением победы, и футболист мо жет хранить ее до конца своей жизни. Та ким образом, медали свидетельствуют о памятных вехах в карьере каждого игрока. В самых важных кубковых соревнованиях медали вручались (и вручаются сейчас) как команде-победительнице, так и команде, занявшей второе место. Некоторые меда ли присуждались неофициально. К приме ру, игрокам «Бари» вручили специальные клубные медали в честь победы со счетом 6:0 над командой «Дерби» в финале Кубка ФА 1903 года. Этот результат остается ре кордом до сих пор.

Традиционно медали изготавливали из золота или позолоченного серебра, а до Первой мировой войны игроки часто име ли возможность выбирать между медалью, карманными часами и денежной премией. Интересно, что футболисты, выбиравшие медали, должны были гравировать на них памятные надписи за собственный счет (по этому многие медали не имеют надписей и остаются неопознанными). Для коллекцио нера футбольных достопримечательностей карьера обладателя медали не менее важна, чем сама медаль, — слава и всемирная из вестность футболиста, как правило, прямо связаны с ценностью медали или коллек ции медалей.

Во время Первой мировой войны Фут больная ассоциация и Футбольная лига ввели запрет на выдачу медалей и других почетных трофеев из-за нехватки ценных металлов и высокой стоимости производ ства. Однако в 1917 году присуждение ме далей было разрешено с условием, что игры будут проводиться в благотворительных целях и средства на изготовление не будут выделяться из кассовых сборов. Сходные меры предпринимались во время Второй мировой войны. В послевоенные годы, когда футбольные соревнования возобно вились, в стране по-прежнему ощущалась нехватка ценных металлов. По этой причи не игроки «Чарльтон Атлетик», проиграв шие «Дерби Сити» со счетом 1:4 в финале Кубка ФА 1946 года и ставшие обладате лями второго места, получили бронзовые медали. Впрочем, через некоторое время футболистам «Чарльтона» все же вручили положенное им золото.

Медали бывают разных форм и разме ров; на них обычно изображены фигуры футболистов в статичных позах или рабо