Клубы, вынужденные платить жалованье игрокам, начали изыскивать возможности увеличения своих доходов. Стадионы ре конструировались с учетом роста популяр ности игры, и в 1890-х годах многие клубы получили статус обществ с ограниченной ответственностью.

Совет директоров тогда осуществлял общее руководство делами команды, а за ежедневную работу с игроками отвечали тренер и секретарь. Последний обычно был единственным футбольным чиновни ком, получавшим зарплату. Многие секре тари, такие, как Джордж Рэмси из «Астон Виллы», играли за свой клуб еще в каче стве любителей. Рэмси отвечал за все ад министративные дела клуба и нередко сам отбирал игроков. Он проработал в должно сти секретаря с 1886 по 1924 год, причем большую часть этого времени он подчи нялся совету директоров, в котором веду щую роль играл Фред Рин дер.

До 1920-х годов таких людей менедже рами не называли. Обычно в клубе функ ции менеджера выполнял секретарь или секретарь-управляющий. Среди первых футбольных менеджеров значительными фигурами были Уильям Саделл из «Пре стон Норт Энд» и Том Уотсон из «Ливер пуля». В начале 1900-х годов рейтинг се- кретарей-управляющих стал расти, а круг их обязанностей неуклонно расширялся. Тогда же начали уделять внимание работе с прессой.

Футбольные менеджеры часто строили свою работу с игроками, используя воен ную модель менеджмента. Так продолжа лось до конца XX века. Прагматичный бри танский менеджмент не требовал большой начальной квалификации. В межвоенный период среди менеджеров, приходивших на работу в клубы, преобладали бывшие игроки. Некоторые из них совмещали ад министративные и футбольные обязан ности. Человеком, который изменил пред ставление о футбольном менеджере, был

Герберт Чепмэн. При нем менеджер стал фактически опорой клуба. В период ру ководства Чепмэна в «Арсенале» (1925— 1934) его называли «организатор победы». Карьера Чепмэна ознаменовала переход от любительской (добровольческой) традиции к более профессиональному футбольному менеджменту.

Тем не менее директора клубов были готовы повседневно вмешиваться в работу менеджеров. Лишь немногие из них, в част ности Джимми Сид из «Чарльтон Атлетик», могли действовать так же автономно, как Чепмэн. К примеру, в 1930-х годах попыт ки Билли Уолкера, менеджера «Шеффилд Уэнзди», подражать Чепмэну были пресе чены консервативным советом директоров. Часть директоров, таких, как Джеймс Тей лор из «Престон Норт Энд», по-прежнему считали, что управление делами команды должно находиться в их руках. В «Ньюкасл Юнайтед» такое мнение преобладало до 1950-х годов, где влияние совета директо ров чувствовалось постоянно.

После 1945 года размеры бизне са ведущих клубов заметно увеличи лись, вследствие чего произошло по степенное разделение обязанностей секретаря-управляющего на секретарские и менеджерские. Теперь секретарь ведал административными вопросами, а менед жер отвечал за дела команды, если даже не имел полного контроля над ней. Боль шинство менеджеров стали следовать примеру Чепмэна. Артур Роу из «Тоттен хэм Хотспур», как говорят, стал основа телем стиля «толкай и беги». Его команда выиграла чемпионат в 1951 году.

Со временем деятельность менеджера начала воприниматься и директорами, и футболистами как жизненно важный эле мент футбольного бизнеса. Игроки все больше надеялись на глубокие познания менеджеров в тактике игры и тренерском деле, а директора начали осознавать зна чимость специалистов высокого уровня