от строительных фирм, не стали отказы ваться от выгодной для них сделки. Другие, например «Бристоль Ровере» в 1986 году, продавали свои стадионы, чтобы выпла тить долги («Бристоль Ровере» вместе с «Бат Сити» переехал на стадион «Твер- тон Парк»). «Чарльтон» покинул стадион «Вэлли», не имея достаточных средств на реконструкцию площадки в соответствии с новыми нормами безопасности. Он счел це лесообразным принять предложение «Кри стал Пэлэс» о совместном пользовании его стадионом. Ряд клубов, в том числе «Мидл сбро» и «Сандерленд», искали новую пло щадку, чтобы привлечь большее количе ство зрителей на свои матчи. А «Сканторп Юнайтед», не нашедший шестизначной суммы на модернизацию своего стадиона «Олд Шоу», также предпочел искать новое место базирования.

До 1921 года 92 клуба, входивших в со став Футбольной лиги в сезоне 1988/89 го да, переселялись на другие площадки поч ти 150 раз. Последние 20 лет XX столетия ознаменовались новым «великим пересе лением» клубов — в этот период 50 членов Футбольной лиги и Премьер-лиги активно рассматривали возможность перемены ме ста размещения.

Естественно, такие переезды футболь ных штаб-квартир вызывали беспокойство болельщиков, для которых футбольный стадион был ниточкой, связующей их с любимым клубом. Это пристрастие Джон Бейле назвал «топофилией», или любовью к определенному месту: любые попытки смены стадиона обычно сталкиваются со стойким сопротивлением местных патрио тов, привыкших ходить на матчи любимой команды в определенное место. Обычно клубы недостаточно информируют о своем переселении болельщиков. За всю историю футбола только один «Шеффилд Юнайтед» в 1898 году ознакомил своих приверженцев с планами переселения на новый стадион.

В то время стадион «Оулертон» (ныне «Хилсборо») находился в нескольких ми лях от города и до него было трудно до браться общественным транспортом. Тем не менее посещаемость матчей в первом сезоне игр на новой площадке в среднем была на 3000 человек больше, чем на старом стадионе. Лишь один клуб сто лет спустя последовал примеру «Шеффилд Юнайтед». Когда было решено продать под застройку стадион «Олд Шоу», «Сканторп Юнайтед» оповестил своих болельщиков о выборе трех потенциальных игровых площадок и вскоре переехал на лучшую из них— «Гленторп Парк». В результате за первые четыре года на новом стадионе продажи сезонных абонементов утроились, а кассовые сборы выросли на 32%.

Органы местного самоуправления, ко нечно, сознают, какие финансовые потери ожидают клуб при переселении из пре стижного места на окраины города или на задворки районов, находящихся под другой юрисдикцией, но предпочитают не препят ствовать этому, стремясь иметь подальше от себя футбольных хулиганов.

Источники:

Bale, J. and Моеп, О., The Stadium and the City (Keele: Keele University Press, 1996).

Inglis, S., Football Grounds of Britain (London: Collins Willow, 1996).

Дополнительная литература:

Duke, V., «The Drive to Modernisation and the Su permarket Imperative: Who Needs a New Foot ball Stadium?» in R. Giulianotti and J. Williams (eds), Game Without Frontiers: Football, Iden tity and Modernity (Aldershot: Arena, 1994). Taylor, R., Football and its Fans: Supporters and their Relations with the Game (Leicester: Uni versity of Leicester Press, 1992).

Рэй Вэмплью