соперничающих команд начали разделять шеренгами полисменов, но вскоре по пери метру трибун установили высокие ограды, охраняемые офицерами полиции. В то вре мя общественная деятельность клубов по надзору за порядком была недостаточной. Добровольцы-дружинники, которых нани мали из числа болельщиков за небольшую плату или за бесплатный билет на матч, не несли формальной ответственности за без опасность зрителей и соблюдение обще ственного порядка. В лучшем случае они помогали людям найти нужные места, но чаще всего просто старались держаться не заметно и наблюдали за игрой.

К середине 1970-х годов серьезные про блемы с общественным порядком начали возникать и за пределами стадионов. Са мых буйных болельщиков приходилось до ставлять на матчи организованным транс портом и с полицейским сопровождением. Усилились бесчинства английских хулига нов и за рубежом. Кульминацией их агрес сии стала трагедия на стадионе «Хейсель» в 1985 году. После этих событий футболь ные власти осознали необходимость более широкого международного взаимодействия между полицейскими подразделениями, что было формально подтверждено согла шением в Треви. Появились оперативные полицейские группы, специально предна значенные для борьбы с общественными беспорядками в Британии, в том числе на футбольных матчах. Особенно активно действовали они в конце 1970-х — начале 1980-х годов.

В 1983 году был принят меморандум Футбольной ассоциации, обязывающий клубы Футбольной лиги заблаговременно заботиться об общественной безопасности на футбольных матчах, осуществлять меры по эффективному разделению болельщиков соперничающих команд и совместно с по лицией выделять силы для сопровождения приезжающих болельщиков. Полицейское обеспечение футбольных матчей было при знано серьезным делом. Согласно данным доклада Попплуэлла, опубликованного в

1985 году, нормой теперь становилось соот ношение «один полисмен на 75 зрителей». Это означало, что на некоторых матчах присутствовали до 5 тыс. полицейских.

В середине 1980-х годов был достигнут рекордный уровень арестов хулиганствую щих болельщиков. Однако даже создание общенационального полицейского банка данных о футбольных хулиганах и уста новка систем видеонаблюдения на лучших английских стадионах не помогли суще ственно уменьшить силы полицейских на футбольных матчах. Пожар на стадионе «Брэдфорд Сити» в 1985 году и гибель людей на «Хилсборо» в 1989-м поставили на повестку дня вопрос безопасности бо лельщиков. Впервые заговорили о том, что акцент на борьбе с хулиганствующими эле ментами не решает проблемы обеспечения безопасности зрителей. Было обращено внимание и на недостатки в организации комфортных условий для болельщиков. В докладе Тейлора (1990) о трагедии на «Хилсборо» ответственность за безопас ность зрителей возлагалась на руководство клубов, а не на полицию.

После «Хилсборо» на всех площад ках Футбольной лиги в Англии вступила в действие обновленная система охраны общественного порядка. Клубы совместно с полицией обеспечивают порядок на ста дионах нового поколения, которые обору дованы только сидячими местами, почти не имеют ограждений и где к услугам зри телей созданы различные вспомогательные службы. На лучших английских стадионах присутствие полиции минимальное. Клу бы располагают собственной, хорошо обу ченной службой безопасности, сотрудники которой следят за порядком на стадионе и осуществляют управление людскими по токами при входе и выходе с объекта. Не которые клубы полицейских на матчи не привлекают. Новые законодательные меры,