ровыми войнами. Журналы и газеты поме щали фотографии футболистов непременно с сигаретой в руке, то же самое было и на фото кинозвезд или других знаменитостей.

Известные футболисты увеличивали свой доход, рекламируя табачные изделия. «Дикси» Дин, чрезвычайно популярный бомбардир «Эвертона» в 1930-х годах, ре кламировал Carreras Clubs — «сигареты с изюминкой». Дин, изображенный на ре кламном плакате с сигаретой в зубах, судя по всему, был выбран из-за своей принад лежности к рабочему классу, составлявше му тогда большую часть футбольной ауди тории. Сигареты Clubs продавались всего по пять пенни за пачку. Даже известный своей воздержанностью Стэнли Мэттьюз в 1954 году появился в рекламе сигарет Craven ‘А’, а ведь Мэттьюз никогда не ку рил. Однако уже в то время в обществе раздавались голоса протеста против про паганды курения и использования рекламы табака в футболе.

Отношение к курящим футболистам стало меняться. Однако даже известные профессионалы считали, что курение успо каивающе действует на нервы. Например, Джеки Милбурну из «Нькасл Юнайтед» сигарета в перерыве финального кубково го матча 1955 года помогла успокоиться и отвлечь внимание от боли в потянутых мышцах живота. Правда, в 1957 году неко торые клубы ввели правило, запрещавшее игрокам курить после 11.00 в день матча, но оно часто нарушалось. В 1960-х годах игроки все еще публично признавались в пристрастии к курению, хотя в докладе Королевского медицинского колледжа о ку рении было рекомендовано ограничить ре кламу сигарет, запретить их продажу детям и увеличить налог на табачные изделия. Тем не менее Бобби Чарльтон и Джимми Гривз, выкуривавшие по десять сигарет в день, утверждали, что умеренное потребле ние табака не снижает энергии и выносли вости игрока.

Несмотря на новые правительственные ограничения и введение в 1965 году запрета на рекламу табачных изделий по телевиде нию, футбольное спонсорство со стороны табачных компаний в 1960-х годах бурно развивалось и дальше. Концерн Rothmans с 1970 года спонсировал издание весьма популярного футбольного альманаха, а с 1973 года стал спонсором любительских лиг (Эллинской и Истмианской). Однако не все устроители футбольных соревнований принимали заманчивые спонсорские пред ложения от табачных компаний. Существо вало мнение, что футбол имеет более мо лодую аудиторию по сравнению с другими видами спорта, например снукером, крике том или скачками, и с 1977 года, по добро вольному соглашению между табачными компаниями и правительством, табачная реклама была признана неприемлемой для видов спорта, имевших молодежную ауди торию (в основном до 18 лет). Футбол по падал под действие директивы Евросоюза от 1998 года о полном запрете рекламы табачных изделий и спонсорской помощи табачных компаний к 2006 году.

В 1990-х годах Футбольная ассоциация включила курс о вреде курения для здо ровья в образовательную программу для молодых игроков. Руководители профес сиональных футбольных клубов проводят разъяснительную работу с игроками по этому вопросу и предпочитают иметь дело с некурящими футболистами. Конечно, оценить, в какой мере современные футбо листы следуют этому совету, невозможно, однако публичное появление профессио нального игрока с сигаретой встречают в обществе неодобрительно. О привычке Пола Гаскойна выкуривать по пачке сига рет в день стало известно во время подго товки сборной Англии к чемпионату мира

1998 года, и менеджера сборной Глена Ходдла подвергли критике за отказ при менить к Гаскойну дисциплинарные меры. Тем не менее на болельщиков на стадионах