одушевлять болельщиков и развлекать их в перерыве между таймами. Образ талисмана можно использовать для более эффектив ной продажи клубных сувениров, что уве личивает его ценность для клуба. Однако иногда «люди-талисманы» слишком пере оценивают свою роль. К примеру, львенок Геркулес (талисман «Астон Виллы») был уволен за приставания к «Мисс Астон Вил ла», а на матче между «Вулфе» и «Бристоль Сити» на поле возникла драка с участием Вулфи, Трех Поросят и Бристольской Кош ки. Футбольная ассоциация Уэльса даже решила выработать специальный кодекс поведения для «людей-талисманов» после того, как оштрафовала Сирила-Лебедя из «Суонси Сити» на тысячу фунтов за выход на поле, чтобы обнять футболиста своей команды, забившего победный гол.

Кайл Филпоттс

Телевидение

Телевидение, которое когда-то рассматри валось как главная угроза будущему фут бола, стало центральной движущей силой современной игры. Ему принадлежит клю чевая роль в пропаганде имиджа футбола, его финансов. В свою очередь, футбол стал важной темой телепередач, обеспечивая массовую популярность многим каналам, в частности Sky Руперта Мэрдока.

Экспериментальная телетрансляция футбола состоялась в сентябре 1937 года, когда немногочисленные лондонские теле зрители смогли посмотреть фрагмент мат ча между основной и резервной командой «Арсенала». В следующем году по теле видению был показан финал Кубка ФА, а в начале 1950-х годах трансляции финаль ных кубковых матчей стали мероприятием, рассчитанным на массовую аудиторию. Од нако если Футбольная ассоциация давала согласие на трансляцию международных матчей, то Футбольная лига всегда проти вилась показу лучших фрагментов матчей и трасляции игр ее чемпионата в прямом эфире, опасаясь снижения кассовых сбо ров на стадионах. Попытка начать прямую трансляцию матчей в 1960 году закончи лась единственным показом после про тестов со стороны ведущих клубов. Лишь в августе 1964 года ВВС получила разре шение показывать фрагменты матчей Фут больной лиги, и первый выпуск программы «Матч дня» открылся хроникой выездной игры «Арсенала» с «Ливерпулем». С тех пор в отношениях между футболом и теле видением возникли трения. Не имевшие коммерческой мотивации администраторы ФА и Футбольной лиги с подозрением от носились к вторжению бизнеса в футбол, считая телевидение потенциальным мо гил ьшиком игры. Запрет демонстрировать рекламу спонсоров на футболках игроков во время телетрансляций (отмененный лишь в 1983 году) негативно сказался на отноше ниях клубов со спонсорами и с новой ин формационной средой.

Стремление заполучить права на пря мую трансляцию и показ матчей в записи, постепенно ставшие крупнейшей статьей дохода клубов высшего дивизиона (по мимо спонсорства и рекламы), вызвало жестокую конкуренцию между телеком паниями. В 1978 году, когда Футбольная лига заключила эксклюзивный контракт с компанией ITV, руководство ВВС пришло в ярость и выступило с обвинениями в его адрес. В следующем десятилетии пра ва на прямую трансляцию переходили из рук в руки, причем суммы сделок каждый раз увеличивались. Возросшие доходы от прямых трансляций вызвали глубокие и до сих пор не разрешенные противоречия в самом футболе. Самые богатые клубы считали, что матчи с их участием обладают наибольшей привлекательностью, поэтому они должны получать большую часть денег. В 1980-х годах регулярные угрозы «большой