пятерки» («Манчестер Юнайтед», «Ливер пуль», «Арсенал», «Тоттенхэм» и «Эвер- тон») выйти из Футбольной лиги и орга- низвать Суперлигу в случае, если они не получат большую долю прибыли, вынуди ли руководство футбола изменить финан совую структуру футбольных доходов. По скольку матчи богатых клубов чаще всего транслировались в прямом эфире, особен но на ITV, страх потерять «большую пятер ку» неизменно обеспечивал сговорчивость остальных, увеличивая доход клубов от телетрансляций и прибыли от спонсорства и рекламы. Это навсегда изменило эконо мический баланс сил в большом футболе: с 1986 года крупные клубы получали 50% от общего количества спонсорских и теле визионных средств, а в 1988 году — 75%.

В ответ на это «пятерка клубов» в 1922 го ду создала Премьер-лигу ФА. Новая лига была идентична первой группе Футбольной лиги, но ее участники получали все доходы от телетрансляций. Борьба за эксклюзивные права на трансляцию матчей Премьер-лиги свидетельствует о их важности для теле каналов. Компания Sky (совместно с ВВС) конкурировала с ITV за приобретение прав сроком на пять лет за общую сумму, близкую к 600 млн фунтов. Премьер-лигу, и в особен ности клуб «Тоттенхэм Хотспур», обвинили в том, что они отдали предпочтение Sky в процессе торгов. В конце концов Sky приоб рела права на пятилетний телепоказ матчей за 304 млн фунтов (в 1997 году контракт был перезаключен на сумму 670 млн), что имело самые благоприятные последствия для раз вития канала, который, несмотря на транс ляцию игр чемпионата мира по крикету 1992 года, оставался одним из незаметных игроков на британском телевизионном рынке. Покуп ка прав на матчи Премьер-лиги (а впослед ствии и Футбольной лиги) не только обеспе чила Sky прибыль в сотни миллионов фунтов от 6 млн новых подписчиков кабельного те левидения, создала огромную зрительскую аудиторию, но и позволила ей приобрести право на трансляцию других крупных спор тивных мероприятий Британии.

Компания Sky внесла большой вклад в формирование нового футбольного имиджа. Телепродукция канала Sky (беззастенчивая реклама, демонстрация игры под разными углами и с разных камер и отдельная плата за трансляцию важных матчей) приобщила к футболу сотни тысяч людей, никогда ра нее не интересовавшихся игрой, и ускорила процесс рассредоточения базы болельщиков таких крупных клубов, как «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед», который начался еще в 1960-х годах. Телевидение способ ствовало созданию так называемой звездной культуры футбола, подогревая интерес к ин дивидуальным качествам игроков, усиливая их популярность и превращая имя футболи ста в торговую марку. Таким образом, теле видение сыграло ключевую роль в интегра ции футбола в общую структуру индустрии развлечений 1990-х годов.

С учетом значимости футбола для теле видения строится маркетинговая стратегия новых телестанций. К примеру, Channel 5, созданный в Великобритании в 1997 году, с самого начала принял решение приобре тать как можно больше прав на трансляцию матчей в прямом эфире. Его наиболее по пулярными передачами стали отборочные матчи чемпионата Европы. Компания ITV2 акцентирует внимание на трансляции мат чей в прямом эфире. Новое цифровое теле видение позволяет создать новые коммерче ские возможности для элитных клубов, что еще более изменит структуру футбольного фэндома. Кроме того, планируется открыть клубные станции платного телевидения, и к этому в 1999 году уже приступили клу бы «Мидлсбро» и «Манчестер Юнайтед». Ожидаемая прибыль от таких трансляций заставляет телекомпании тесно сотрудни чать с клубами. К примеру, в 1999 году Granada приобрела 9,9% акций «Ливер пуля», NTL подписала кредитное согла шение с «Ньюкаслом», a Sky в 1998 году