матчи в основном местного уровня. За водские, церковно-приходские и другие команды играли на арендованных полях, а железные дороги предоставляли дешевую поездку на матчи местных кубковых сорев нований и регулярных чемпионатов, когда до футбольного поля было затруднительно добраться пешком.

Большие футбольные стадионы стали сооружаться в окрестностях городских цен тров, и местные болельщики добирались туда пешком или на велосипеде, на приго родном поезде или омнибусе с лошадиной тягой. В первом десятилетии XX века элек трические трамваи стали альтернативным и часто более удобным средством пере движения. Руководство железных дорог в ответ ввело новые станции и дополнитель ные пригородные поезда. Позже пригород ные железнодорожные линии были элек трифицированы, в частности в Лондоне, но в сельской местности автобус считали более удобным средством передвижения, чем электричка. В ряде городов, где име лись несколько футбольных клубов, про водились матчи, которые получили назва ние «местные дерби». Болельщики команд обычно проживали недалеко от клубных стадионов. Только позднее в моду вошла поддержка иногородних клубов.


Клуб «Тоттенхэм Хотспур» размещал ся недалеко от станции Уайт Харт Лейн и благодаря поездам, прибывающим сюда каждые пять минут, ему легко можно было собрать 10 тыс. зрителей. «Астон Вилла» находился близ станции Уиттон, а клуб «Челси», сформированный в 1905 году, обосновался рядом со станцией Уолхэм Грин (ныне Фулхэм Бродвей). Два года спустя «Куинс Парк Рейнджере» решил построить себе игровую площадку на зе мельном участке в Ройял-Парк, близ же лезнодорожной станции. Переезд «Арсе нала» из Вулвича в Хайбери в 1913 году позволил станции лондонской подземки Гиллеспи-роуд (переименованной в «Ар сенал» в 1932 году) заметно увеличить пассажирооборот.

Железнодорожные и футбольные би леты были сравнительно дешевы, однако лишь более состоятельные или предан ные болельщики могли в то время ездить на утренние матчи. Регулярные визиты на гостевые матчи клуба поначалу были ред костью, и только на промышленном севере страны, где расстояния между штаб-квар