«Бристоль Сити», в 1926—1964 годах ис пользовалась для перевозки пассажиров, а в конце 1980-х годов — для приема бо лельщиков. Станция Ниниан Парк Холт по сле 75 лет использования для нужд «Кар дифф Сити» в сентябре 1987 года перешла на обслуживание горожан. Станция Хоу торне Холт была открыта в 1931 году для обеспечения доставки зрителей на домаш ние игры клуба «Вест Брумвич Альбион» и закрылась в апреле 1968 года. После Вто рой мировой войны специальные станции открылись в Бутферри-Парк (для «Холл Сити»), Истер-роуд Парк-Холт (для «Ибер- ниан»). Для «Глазго Рейнждерс» была со оружена платформа возле стадиона «Ил- брох». Станция Уодсли-Бридж в течение
25 лет работала в дни домашних матчей клуба «Шеффилд Уэнзди».
В 1930-х годах крупные клубы нача ли создавать собственные автопарки и автобусные поездки на матчи стали все более распространенными. Однако лишь в 1960-х годах суммарный эффект от этого вида транспорта снизил рейтинг специаль ных железнодорожных перевозок. Еще в 1957 году для матча четвертого круга Кубка ФА в Питерборо понадобилось выделить 20 дополнительных поездов для болель щиков. Но в 1960-х годах многие железно дорожные ветки и станции были закрыты, что заставило и игроков, и болельщиков пользоваться дорожным транспортом. Кро ме того, рост футбольного хулиганства на строил железнодорожников против «фут больных экскурсий», практиковавшихся в течение многих лет.
В то же время новые наземные футболь ные станции открылись в Уотфорде (1982) и Дерби (1990). Это было сделано как в ин тересах безопасности болельщиков, так и в целях упорядочения доступа зрителей на стадионы. До сих пор только «Манчестер Юнайтед» сохранил свою специальную футбольную станцию, хотя обычные пас сажирские станции, расположенные непо далеку от больших стадионов, принимают гораздо больше пассажиров в дни проведе ния матчей.
Теперь болельщики отправляются на матчи на личных автомобилях или в удоб ных междугородных автобусах, что за ставило многие клубы, в частности «Сан дерленд», «Болтон», «Ходдерфилд» и «Мидлсбро», разместить свои стадионы по дальше от центральных районов и постро ить рядом с ними большие автостоянки. Правда, болельщики все еще пользуются пригородными поездами и даже соверша ют дальние поездки, как, например, фана ты «Манчестер Юнайтед», выезжающие из Лондона вслед за своей командой. В этом случае они пользуются поездами регуляр ного сообщения, поскольку специальные выделяются лишь для финалов кубковых розыгрышей и других особенно важных матчей. В целом за последние 30 лет воз можности болельщиков значительно рас ширились, а кошельки заметно пополни лись, поэтому многие из них следуют за любимой командой по морю, суше и воз духу в Европу и на другие континенты.
Источники:
Biddle, G. and Simmons, J. (eds), The Oxford Co mpanion to British Railway History (Oxford: Oxford Univesity Press, 1997).
Croughton, G., Kidner, R. W. and Young, A., Priv ate and Untimetabled Railway Stations, Halts and Stopping Places (Trowbridge: Oakwood Press, 1982).
Huggins, M. J. and Tolson, J. М., «The Railways and Sport in Victorian Britain», The Journal of Transport History (forthcoming).
Jordan, A. and E., Away for the Day (Kettering: Si lver Link Publishing Ltd, 1991).
Дополнительная литература:
Mason, Т., Association Football and English Society 1863—1915 (Brighton: Harvester Press, 1980). Vamplew, W., Pay Up and Play the Game (Cambri dge: Cambridge University Press, 1988).
Джон Толсон