оплату работы служащих полиции. Как ни парадоксально, существование клубного надзора за порядком снижало эффектив ность действий по обеспечению безопас ности, поскольку в конфликтных ситуаци ях охранники, в отличие от полицейских офицеров, предпочитали оставаться в сто роне. Стало очевидным, что зрителей на трибунах легче контролировать и иденти фицировать с помощью различных средств наблюдения, что в целом благотворно ска зывается на общественном порядке.

Как известно, футбол и общественный порядок часто оказывались несовместимы ми. В начале XIX века игра жестко регла ментировалась государством и бытовало мнение, что футбол неприемлем для актив ного отдыха добропорядочных граждан. Даже приобретя некоторую респектабель ность в период приобщения к ценностям «мускулистого христианства» в Виктори анскую эпоху, он строго контролировался государством. В 1980-х годах уже были приняты законы, контролирующие деятель ность футбольных болельщиков. Консерва тивные правительства Великобритании от реагировали законодательными мерами на поступавшие тревожные сигналы, особен но из-за рубежа, о хулиганстве фэнов клу бов и национальной сборной. Широкое рас пространение хулиганства в национальном футболе и последовавшие за этим трагиче ские события вынудили государство ввести законодательные нормы по недопущению беспорядков на футбольных матчах, в том числе Закон о зрителях футбола (1989), Закон о футбольных правонарушениях (1991) и Закон об уголовном правосудии и общественном порядке (1994). Кабинет лейбористов принял Закон о футбольных