ственной травяной поверхности. В этом случае искусственные травяные покрытия со значительно улучшенными характери стиками могут заменить естественные на площадках с очень сложными условиями для роста травы.

Источники:

Evans, R. D. С., Winter Games Pitches (Bingley: The Sports Turf Research Institute, 1994). Baker, S. W., Sands for Sports Turf Construction and Maintenance (Bingley: The Sports Turf Research Institute, 1990).

Дополнительная литература:

Adams, W. A. and Gibbs, R. J., Natural Turf for Sport and Amenity: Science and Practice (Wal lingford: С. A. B. International, 1994).

Lawson, D. М., Fertilisers for Turf (Bingley: The Sports Turf Research Institute, 1995).

Джефф Перрис

Фан-культура

Футбольная фан-культура включает в себя все то, что окружает и обогащает опыт футбольного болельщика, и проявляется в привязанности к конкретному футбольно му клубу и сохранении верности ему. Это может быть городской или сельский клуб, хотя при современном развитии средств массовой информации аудитория болель щиков самых известных клубов становит ся общенациональной и даже междуна родной. Просмотры футбольных матчей вносят остроту и зрелищность в часто скучную и монотонную жизнь, наполняют ее драматизмом. Чувство самобытности и дух соперничества находят высшее прояв ление в матчах между принципиальными противниками. Комментаторы уже давно обращали внимание на горячую поддерж ку своей команды зрителями: болельщики могут спорить с судьей, освистывать оппо нентов и всячески демонстрировать свою принадлежность к тому или иному клубу. Традицией стал наплыв провинциальных болельщиков в Лондон в день финального матча на Кубок ФА.

На заре клубного футбола средний бо лельщик был довольно молодым белым мужчиной, принадлежавшим к категории квалифицированных рабочих или низшему классу. На матчи приходили и другие зри тели, из них 5—10% составляли женщины и около 10% — представители среднего класса. В мужской субкультуре, где гру бость смешивалась с респектабельностью, естественно, присутствовали брань, увле ченность азартными играми, спиртным, даже физическое насилие. Болельщики выражали свое рвение с помощью песен, речевок, они надевали на себя ленты и ро зетки с цветами клуба, держали плакаты с лозунгами. Посещение футбольного мат ча заканчивалось посещением паба или мюзик-холла. Футбольные программки и карточки, футбольная символика на короб ках спичек или пачках сигарет были в ходу уже в 1890-х годах. Иногда разочарованные болельщики теряли контроль над собой, и начинались беспорядки — нападения на игроков, судей, других болельщиков.

В межвоенный период футбольная бо лезнь приняла иные, более изощренные формы. Клубы болельщиков стали актив нее, и к 1934 году в Национальной феде рации футбольных болельщиков насчи тывалось более 150 тыс. членов, главным образом выходцев из среднего и низшего класса. Их главная задача заключалась в сборе средств для клубов и оказании им помощи в решении организационных и практических задач. Болельщики вели себя добропорядочно, не спорили с клубами и не имели влияния на их политику.

Пресса, особенно местные и общенацио нальные газеты, всегда играла существен ную роль в популяризации игры и создании имиджа клубов. Это отчетливо проявилось в 1930-х годах, когда общенациональные