фантазийного футбола. Фантазийный фут бол — это игра, основу которой составляют «реальные» показатели настоящих игроков и, следовательно, «реальные» ситуации, с которыми сталкиваются менеджеры про фессиональных клубов.

История фантазийного спорта началась в Америке, а в Британии он появился благо даря коммерческой фирме Fantasy League. Фантазийный футбол впервые был дове ден до внимания общественности газетой «Дейли телеграф» в сезоне 1993/94 года. Ее примеру последовали другие общена циональные газеты, но популярной эта игра стала в местной и региональной прес се, где игроки из низших дивизионов и клубов, не входящих в состав Футбольной лиги, могли составлять «командную» кон куренцию клубам Премьер-лиги и грандам европейского футбола. Фантазийные лиги были придуманы для чемпионатов мира, Кубка европейских чемпионов, Кубка ФА и ряда других соревнований. Свидетельством популярности фантазийного футбола стал кульминационный период сезона 1994/95 го да. Победу в фантазийной лиге «Дейли теле граф» одержал 12-летний Джонатан Робертс из Блэкберна, победивший 341 866 соперни- ков-конкурсантов и завоевавший в качестве приза путевку на двухнедельный отпуск в любом месте мира с просмотром футболь ного матча по своему выбору. За успехом фантазийного футбола в «Дейли телеграф» последовало создание фантазийных лиг и соревнований по крикету, гольфу и регби. Фантазийный футбол принял вид телевизи онного шоу, впервые представленного ко медийными актерами Дэвидом Баддиэлом и Фрэнком Скиннером в 1994 году.

Существует два вида фантазийного футбола. Игры «с фиксированной ценой» обычно проводятся газетами и журналами. До начала сезона «игроки» делятся на кате гории (вратари, защитники, полузащитники и нападающие). Каждому «менеджеру» вы деляется фиксированная сумма денег. Пер воначально эта сумма составляла 20 млн фунтов, но в последние годы она была уве личена до 75 млн. Каждая команда обязана приобрести как минимум одного голкипе ра, двух защитников, двух центральных защитников, четырех полузащитников и двух нападающих. Очки начисляются, когда игроки забивают голы или создают голевые ситуации, и снимаются за получе ние желтых и красных карточек, автоголы, незабитые пенальти и пропущенные мячи (для вратарей). В течение сезона «менед жеры» могут изменять состав своей вирту альной команды: заключать трансферные сделки, выпускать на поле разные составы и (в некоторых лигах) производить замены по ходу игры. В большинстве фантазий ных лиг количество трансферов за один сезон обычно ограничивается десятью или двенадцатью. Стартовый состав команды определяет, сколько очков она набирает за неделю. Команда, набравшая больше всего очков за сезон, выигрывает вместе со сво им «менеджером».

Во второй половине 1990-х годов по явились «аукционные игры», в которых соперники принимают участие в аукци оне игроков, обычно при поддержке не большой группы дружественных «менед жеров». Каждого игрока можно выбрать только один раз, но никто из игроков не имеет «фиксированной» цены. Таким обра зом происходит формирование совершенно разных команд, в отличие от первого вида фантазийного футбола. Эти игры обычно проводятся коммерческими компаниями по почте, а в последнее время все чаще через Интернет.

К концу 1990-х годов появилось зна чительное количество интернет-сайтов, посвященных фантазийному футболу. В лучших из них фантазийный футбол ис пользуется как инструмент просвещения: статистический элемент игры используется для обучения математике, развития навы ков письма, а также для изучения истории и