толстяка, некогда игравшего за «Вестхэм» и сборную Англии. Он организует коман ду из военнопленных для матча с немца ми на «Стад де Коломб» в Париже. Бобби Мур, Майк Саммерби, Джон Уарк и другие британские футболисты сыграли в картине членов команды Кейна.

В фильме «Вчерашний герой» (1979) Иен Макшейн играет нападающего, кото рый преодолевает свою тягу к алкоголю, чтобы забить победный пенальти в фина ле Кубка ФА. Для съемок использовалась хроникальная запись финала Кубка Фут больной лиги 1979 года с комментариями ведущего ВВС Джона Мотсона. В фильме «Когда наступит суббота» (1995) молодой работник пивоварни по имени Джимми (Шон Бин) проваливает свой испытатель ный срок в «Шеффилд Юнайтед» из-за пьянства, но получает второй шанс и заби вает три мяча в победном матче в полуфи нале Кубка ФА. В эпизодических ролях в фильме снялись бывшие футболисты Тони Карри и Мэл Стирленд.

Артур Аски в фильме «Любовный по единок» (1955) решил обратиться к про блеме футбольного хулиганства. Серьезно исследуют эту проблему фильмы «Фир ма» (1988) и «Удостоверение личности» (1995).

В увлекательной комедии «Девушка Грегори» (1980) главной героиней ста новится молодая футболистка. В фильме «Эти славные, славные дни» (1983) рас сказывается о том, как команда «Тоттенхэм Хотспур» опекает девушку, которой выпало трудное детство. Игрок Дэнни Бланшфлау эр в этой ленте сыграл самого себя. Авто ром сценария была Джулия Уэлш, первая в Британии крупная специалистка в области спортивной журналистики.

29-минутный фильм «Субботние люди» (1962) представил рассказ об одной неделе из жизни клуба «Вест Брумвич Альбион», его болельщиков и членов руководства. Первой цветной полнометражной докумен тальной лентой о футболе был фильм «Гол» (1966), ставший впечатляющим отчетом о чемпионате мира 1966 года, на съемках ко торого было задействовано 117 камер.

Самой ранней известной документаль ной хроникой профессиональной игры является четырехминутная лента, запечат левшая фрагмент матча 1898 года между «Блэкберн Ровере» и «Вест Брумвич Аль бион». Матчи Кубка ФА стали снимать на пленку с 1899 года, но первая сохранивша яся картина посвящена переигровке «Тот тенхэм Хотспур» и «Шеффилд Юнайтед» в 1901 году. Футбол стал популярной темой кинохроники, которую демонстрировали в кинотеатрах перед основным показом фильмов. Соперничество между докумен тальными компаниями за эксклюзивные права на съемку футбольных матчей всегда было довольно острым — например, финал Кубка ФА 1923 года был пиратским обра зом заснят на кинокамеру, спрятанную в огромном молоте из папье-маше.

Источники:

McKeman, L., Tropical Budget: The Great Briti sh News Film (London: British Film Institute, 1992).

Richards, J., Thorold Dickinson: The Man and His Films (London: Croom Helm, 1986).

Seddon, P., A Football Compendium (Boston Spa: The British Library, 1999).

Films (London: Croom Helm, 1986). Kinematograph Weekly Sight and Sound

Дополнительная литература:

Homby, N., «Hold on, Lads», Sight and Sound, vol.

3, no. 5(1991), p. 40.

McKeman, L., «Sport and the First Films», in Cin ema: The Beginnings and the Future (London: University of Westminster Press, 1996), pp. 107—117.

Джойс Вулридж