ними образцами «застывшего действия» на фотографии являются снимки Эдварда Мэйбриджа, предложившего идею «фото финиша» для лошадиных скачек. Его серии фотографий скачущих лошадей, сделанные в 1878—1879 годах с помощью 12 или 24 расставленных в ряд фотокамер, впер вые запечатлели позицию движения, неза метную для невооруженного глаза.

В то время рынок сбыта футбольных фотографий был довольно ограниченным. Газеты и журналы публиковали рисун ки художников, поскольку печать сним ков была невозможна. Однако к 1904 году успехи в технологии печати гарантировали достаточно высокое качество фотографи ческих репродукций. В 1907 году газета «Дейли мейл», несмотря на ожесточенное сопротивление профсоюзов иллюстрато ров и граверов, стала печатать на своих по лосах фотографии и вскоре убедилась, что снимки на футбольную тему увеличивают тираж газеты. Важные матчи потребовали подробного комментария к фото — так по явился жанр фоторепортажа. Рассматрива лись все аспекты игры — от предматчевой подготовки до самого конца игры. Фото графии болельщиков раскрывали футбол в более широком общественном контексте. Самый знаменитый снимок такого рода был сделан в 1923 году и запечатлел тол пу болельщиков, плотным кольцом окру жившую поле во время первого финала Кубка ФА на стадионе «Уэмбли». Поли цейский Джордж Скори на жеребце по кличке Билли пытался сдержать натиск людей. Эта фотография впоследствии приобрела такую известность, что финал 1923 года стали называть финалом белой лошади. На самом деле рядом с консте блем были и другие офицеры полиции, но только на своих лошадях темной масти они не выделялись на темном фоне тол пы. Футбольная фотография постепенно расширяла свои границы и обретала соб ственный стиль.

Появление 35-миллиметровых фотока мер в 1930-х годах оказало большое влия ние на развитие спортивной фотографии. Камеры стали легкими и портативными, пленка — более чувствительной, а объек тивы — более совершенными. Повысилась скорость движения затвора: при выдержке 1/500 можно было заснять мяч в полете, а при выдержке 1/1000 — ноги бегущих игроков. Одной из самых знаменитых фо тографий, сделанных с помощью новой технологии, является снимок легендарно го Тома Финнея на стадионе «Стэмфорд Бридж» в 1956 году. Тогда газон промок от проливного дождя, и Финней, пытаясь раз вернуться на бегу, потерял равновесие и за скользил по траве. Телеобъектив фотокаме ры и большая скорость затвора позволили фотографу запечатлеть момент, когда ле жащего футболиста накрыл водопад брызг. Этот снимок передал спортивный азарт и драматизм футбольного матча.

Резкое увеличение числа спортивных фо тографов во второй половине XX века заста вило Футбольную ассоциацию даже разра ботать правила съемки футбольных матчей. Например, согласно правилам 1999 года, фотографы не должны были пользоваться вспышками или иными осветительными устройствами, им запрещалось пересекать ограничительную черту за линией ворот. Все это делалось в интересах безопасно сти как игроков, так и самих фотографов. Однако увеличивающееся количество ре кламных щитов вокруг поля все более су жает возможности съемки. Фотографам за прещено сидеть, стоять или лежать перед рекламными щитами, если матч трансли руется по телевидению. Им предлагают подписывать контракты на съемку того или иного матча. Многие ведущие клубы стара ются получить права на снимки, сделанные в день матча, — даже на фотографии, от снятые рядом с их стадионом.

За последние годы содержание футболь ных фотографий существенно изменилось.