взаимоотношений между футбольными клубами и местными общинами до начала 1960-х годов. В меньшей степени исследо вались связи между футбольными клубами и местными общинами после 1960-х годов, важно принимать во внимание причины снижения роли местной и региональной са мобытности в Британии в связи с бурным развитием средств массовой информации, возросшей мобильностью населения и ро стом пригородного строительства, подо рвавшими традиционные основы многих местных общин.

С началом развития профессионально го футбола в Британии клубы стали зани мать видное место в жизни своих локаль ных сообществ. Однако в 1970-х годах, в период упадка посещаемости стадионов и роста хулиганства в британском футболе, традиционная связь между футбольными клубами и местными общинами начала разрушаться. Еще в 1968 году в докладе Де партамента по науке и образованию о фут боле (известном как первый доклад Честе ра) отмечалось, что обострение проблемы хулиганства обязывает клубы устанавли вать более прочные отношения с местным сообществом. Однако к 1978 году проблема достигла такой остроты, что министерство труда выделило 1 млн фунтов Совету по физической культуре и спорту для финан сирования работы футбольных клубов по укреплению взаимодействия с местными общественными организациями.

В конце 1970-х годов было разработано 39 общественных программ, 29 из которых предстояло реализовать в профессиональ ном футболе, а 10 — в клубах Лиги регби. Большая часть денег была потрачена на строительство или реконструкцию спорт залов, всепогодных футбольных полей и раздевалок. Некоторые клубы наняли об щественных пропагандистов, чтобы призы вать население к более активному участию в жизни местных клубов. Общественные программы должны были содействовать сближению клубов с болельщиками и при влечению местной молодежи к футболу.

Успех первых программ был ограни ченным прежде всего потому, что их фи нансирование оказалось краткосрочным. В результате многие программы при шлось приостановить, и только в середи не 1980-х годов футбольные клубы снова взялись за их осуществление. При финан совой поддрежке правительственного ко митета по трудовым ресурсам Ассоциация профессиональных футболистов в сезоне 1986/87 года запустила шесть пилотных проектов в северо-западной Англии. Их целями были трудоустройство и обучение безработных, установление более тесных связей между профессиональными клубами и местными общинами, вовлечение мень шинств и этнических групп в обществен ную и спортивно-оздоровительную дея тельность, предотвращение хулиганства, максимальное использование населением тренировочных площадок и помещений футбольных клубов. Пилотные проекты имели такой успех, что это направление стало быстро развиваться. К 1990 году бо лее 50 футбольных клубов участвовало в общественных проектах (главным образом на севере страны и в Мидленде), а к 2000 году количество реализуемых проектов перевалило за 90, что потребовало значи тельной финансовой поддержки. С 1991 года эти функции взял на себя Футбольный трест и ряд спонсоров, таких, как Pizza Hut, Wagon Wheels и Adidas. Эта помощь позво лила многим футбольным клубам восста вить свою роль в местной общественной культуре и вернуть себе утраченные пози ции в регионах.

Источники:

Bale, J., «The Place of “Place” in Cultural Studies of Sport», Progress in Human Geography, 12 (1988), 507—524.

Hill, J. and Williams, J. (eds), Sport and Identity in the North of England (Keele: Keele University Press, 1996).