цвета «Престон Норт Энд» и «Блэкберн Ро вере». Фигурки футболистов размещались на деревянных подставках и передвигались вручную по прямоугольному полю. Ныне игра хранится в Национальном музее фут бола в Престоне. В начале XX века появи лись разновидности «игры в пенальти», где два вратаря, управляемые вручную, отра жают удары мяча, выпущенного из духовой трубки. Тогда стали появляться настольные и карточные игры, включая футбольный бильярд и сборные головоломки с изобра жениями знаменитых игроков.
Особенно популярными были игры с поворачивающимися фигурками игроков, бьющих мячом по воротам, в которых пе ремещалась фигурка вратаря на горизон тальном стержне. Продажа таких игр при носила огромную прибыль. VLrpaNewfooty, созданная У. JI. Килингом в 1929 году пер вой вышла на национальный рынок. Но ни одна из настольных футбольных игр не была такой востребованной, как Subbuteo, созданная Питером Адольфом в 1947 году. Орнитолог-любитель Адольф назвал свою игру по имени сокола-белогорлика (по-ла тыни Falco subbuteo) и начал ее продажу у себя дома в Танбридж-Уэллс. Потом ее ста ла производить компания «Уоддингтон», купившая у Адольфа права на игру, и в 1960—1970-х годах ее ежегодные продажи достигли 300 тыс. экземпляров. В 2000 го ду всего было продано 500 млн штук Sub buteo в 50 странах мира (в 1987 году был даже проведен первый чемпионат мира по Subbuteo). Изготовители игры проводили гибкую маркетинговую политику, одевая игроков в цвета различных команд или на циональной сборной, а в 1990-х годах в британском варианте Subbuteo появились фигурки чернокожих игроков. В конце 1990-х годов только в Британии продава лось 50 тыс. единиц игры. Однако амери канская компания «Хасбро», купившая пра ва на игру в 1994 году, в январе 2000 года заявила о прекращении ее производства, сославшись на растущую конкуренцию со стороны компьютерных игр. Решение было отменено через несколько дней в связи с настойчивыми протестами общественно сти, но производство Subbuteo и других на стольных игр, в частности и Kicker и Super Striker, резко сократилось из-за мощной конкуренции со стороны игровых консолей и персональных компьютеров.
Компьютерные игры начали появлять ся в конце 1980-х годов и через десять лет стали любимой забавой молодежи и увле чением людей старшего возраста. Начиная с 1993 года виртуальный футбол почти ежегодно возглавлял рождественские чар ты компьютерных игр, а в 1997 году 3 из 20 бестселлеров и 10 из 100 бестселлеров года были связаны с футболом. В том же году было продано 260 тыс. копий самой по пулярной компьютерной футбольной игры, а общий тираж трех главных футбольных игр почти достиг 600 тыс. Эти игры дают возможность самостоятельно выстраивать команду, выбирать тактическую схему игры и проводить матчи на разных уровнях сложности. Трехмерная графика, видеопов торы отдельных моментов и комментарии в прямом эфире сделали действие еще более захватывающим и привлекательным.
Наряду с домашними играми прочное место в индустрии футбольных игр стал за нимать сектор общественных развлечений. Еще в середине 1880-х годов в Блэкпуле