ющий год, правда, автозаводцы в первую шестерку, оспаривавшую первенство, не попали, однако стали обладателями первого Кубка ВЦСПС, победив в финале 5:3 ленинградскую «Красную Зарю». Кроме того, 5 октября они провели свой первый международный матч, сыграв вничью 1:1 со сборной рабочих союзов Германии (единственный мяч у москвичей забил Г.Помогаев). А еще год спустя команда начала постепенное восхождение наверх в московской футбольной «табели

о рангах»: 1933 — 4-е место, 1934 (весна) — 3-е, 1934 (осень) — 2-е (тогда-то она и стала называться — ЗИС). Весной 1935 года амовцев ждало разочарование: они заняли последнее, 8-е место в первенстве; зато осенью вновь, как и год назад, вернулись на вторую строчку.

История союзных чемпионатов, как известно, ведет свой отсчет с 1936 года. Команда автозавода имени Сталина, получившая новое название

—    «Торпедо», в весеннем первенстве по группе «Б» заняла 2-е место при семи участниках, а осенью стала 4-й среди восьми команд. Год спустя торпедовцы финишировали пятыми и по итогам соревнований получили право на переход в футбольную элиту. С тех пор команда ни разу не покидала высшей лиги (подобным достижением могут похвастать разве что земляки-динамовцы

—    неизменные участники высшей лиги чемпионатов страны, начиная с самого первого, весеннего первенства 1936 года.)

10 мая 1938 года матчем в Москве против харьковского «Спартака» торпедовцы стартовали среди сильнейших. Футбольный сезон 1938 года, в котором команда финишировала на 9-м месте, памятен еще и тем. что дебют столичных автозаводцев среди лучших команд страны совпал с их дебютом на международной арене. Успешно стартовав в чемпионате, — были одержаны победы над такими известными командами, как московский «Металлург» (1:0), столичный «Спартак» (3:2) и киевское «Динамо» (5:1), — торпедовцы завоевали право летом того же года представлять отечественный футбол на международной Спартакиаде, посвященной 30-летию Французского рабочего спортивного союза (ФСЖТ).

О первом успехе московского «Торпедо» на международной арене вспоминает их непосредственный участник, ветеран автозаводского клуба Вячеслав Николаевич Орлов. Еще в 1927 году он начал играть в «Пролетарской кузнице» — рабочем клубе, на базе которого в 1930 году была основана футбольная команда московского автозавода.

«Об этом могу вспоминать часами, ибо матчи, сыгранные во Франции, остались моими самыми яркими футбольными впечатлениями. Попробую выделить главные моменты. Мы с крупным счетом выиграли все четыре матча, в том числе у сильной норвежской команды и у сборной рабочих клубов Ривьеры. Публика с восторгом встречала красивые голы Федотова, результативную игру Степанова, самоотверженные действия Кочеткова. Очень хорошо играли во Франции также Петров и наш капитан Маслов...

Запомнился матч с барселонской командой. Хорошо помню и сердечные встречи с рабочей общественностью в Париже, Ницце, Монако, Марселе... Незабываем восторженный прием французской публики. В Ницце Федотова зрители унесли с поля на руках...

Немногим более двух недель пробыли мы на французской земле, а воспоминаний хватило на всю жизнь...».

В турне по Франции за «Торпедо» выступили 14 футболистов: вратари — Борис Кочетов (3 игры) и Борис Набоков (1); защитники — Василий Поляков (4), Вячеслав Орлов (2), Василий Соколов (2) и Иван Кочетков (4); полузащитники — Виктор Маслов (4) и Владимир Ершов (4); нападающие — Рамиз Каричев (4, забил 4 мяча), Константин Рязанцев (3,2), Владимир Степанов (4,14). Александр Синяков (1), Петр Петров (4,6) и Григорий Федотов (4, 8).

Два последующих предвоенных чемпионата страны — в 1939 и 1940 годах — доказали, что к футбольной элите добавилась новая самобытная команда. И хотя до истинных высот было еще далеко, уже тогда «Торпедо» заставило считаться с собой признанных фаворитов, побеждая и ЦДКА. и киевлян, и тбилисцев.

Два круга почета

...Закончилась Великая Отечественная война, и возобновились чемпионаты СССР по футболу. Уже в первом послевоенном первенстве 1945 года автозаводцы, ведомые в атаке бомбардиром Александром Пономаревым, шагнули на пьедестал почета, заняв его третью ступеньку. А год спустя они сделали ровно один шаг назад, пропустив вперед, кроме общепризнанных фа