вернувшегося в «Локомотив» тренера Михаила Сушкова оказались либо сходящие ветераны, либо еще не нюхавшие пороха юнцы. Выступали в его составе Николай Эпштейн, впоследствии знаменитый хоккейный тренер, и ставший вскоре популярным волейболистом, чемпионом мира Виктор Щагин. Сразу после войны «Локомотив» не смог оказать достойного сопротивления не только признанным лидерам, но и остальным, занял последнее место и впервые покинул группу сильнейших.

Вернуться наверх с первой попытки железнодорожникам не удалось. В первенстве 1946 года они заняли лишь 7-е место в Южной подгруппе второй группы.

Для того, чтобы восстановить авторитет команды, пришлось тряхнуть стариной ветеранам. В 1947 году на первых ролях в «Локомотиве» вновь оказались 39-летний Дмитрий Максимов. 38-летний Петр Теренков. 36-летний Николай Разумовский, вернувшийся из «Торпедо». Рядом с ними в полную мощь заиграли молодые защитники Геннадий Забелин и Михаил Антоневич, полузащитники Виктор Полунин и Анатолий Клыш, нападающие Виктор Лахонин и Николай Климов. Железнодорожники не знали поражений в 19 матчах зонального турнира подряд, выиграли его, а в финале отдали лишь очко горьковским торпедовцам, обыграв четверых других соперников.

«Локомотив» быстро освоился в группе сильнейших — в 1948 году он седьмой в турнирной таблице, на следующий год — 11-й при 18 участниках. В 1950-м, несмотря на две ничьи с серебряными призерами — динамовцами Москвы, железнодорожники откатились на 15-е место и попали под очередное сокращение высшей лиги. Тем не менее именно тогда три футболиста «Локомотива» Михаил Антоневич, Виктор Лахонин и Василий Панфилов — первыми в истории клуба удостоились звания заслуженного мастера спорта.

Для возвращения железнодорожникам понадобился на этот раз всего один сезон. Успех обеспечило новое поколение команды, приглашенное в нее тогда еще молодым тренером Гавриилом Качалиным — вратарь Владимир Грачев, защитник Владимир Ивашков, полузащитник Евгений Лядин, нападающие Василий Панфилов, Борис Лагутин. Игорь Петров вместе с опытными уже Забелиным, Лахониным, Осиповым.

Но сезон 1952 года «Локомотив» начал удручающе. В чемпионате, проводившемся в один круг, железнодорожники после семи туров, казалось, уже твердо «застолбили» последнее 14-е место с двумя очками в активе. В этот момент старшим тренером команды был назначен Борис Аркадьев. Знаменитый наставник быстро разобрался в ситуации, укрепил наиболее слабые позиции новыми исполнителями, и команда, вроде бы уже обреченная на вылет, мгновенно преобразилась, обыграла «Торпедо», тбилисское «Динамо», а затем и нового чемпиона страны «Спартак». Пять побед в шести заключительных матчах подняли железнодорожников на 9-е место.

Аркадьев, который никогда не ходил в сторонниках «большого скачка», начал постепенно создавать новую команду. Борис Андреевич умел распознавать таланты даже там, где их никто не видел. Это он пригласил в «Локомотив» известного разве что в родном Гусь-Хрустальном Юрия Ковалева, выступавшего за клубную команду Виктора Соколова, дублера из ВВС Валентина Бубукина, не сыгравшего и трех десятков матчей за этот клуб, Евгения Рогова и других. Это у него шесть лет блистал Виктор Ворошилов, пришедший в «Локомотив», казалось бы на сходе, 30-лет-ним. И вот уже по итогам сезона 1956 года в список «33 лучших» включаются сразу четверо ло-комотивцев — полузащитник Виталий Артемьев, нападающие Герман Апухтин. Валентин Бубукин и Юрий Ковалев.

Две вершины

Курьерскую скорость обновленный «Локомотив» набрал к 1957 году, когда лишь по худшему, чем у «Спартака» и «Торпедо», соотношению мячей уступил своим землякам второе и третье места. Зато вторично в своей истории выиграл Кубок!

На пути к финалу железнодорожники в числе прочих соперников обыграли киевских динамовцев и столичных армейцев. В решающем матче им тогда противостоял «Спартак», звезды которого Нетто, Симонян, Сальников, Ильин, Тищенко, Парамонов, Огоньков, Масленкин составляли не просто костяк, а подавляющее большинство в сборной СССР.

Даже незабитый пенальти (вратарь «Спартака» Валентин Ивакин парировал удар Виктора Ворошилова) не повлиял на боевой настрой железнодорожников. При переполненных стоты-