ческого конца. Не обязательно до гола! Но до удара по воротам, до опасной передачи к штрафной, до создания паники у ворот противника — обязательно!

Кстати, именно это и отличает классную команду от обычной: умение контролировать мяч, делать с ним то, что вы хотите. Я имею в виду не индивидуальную технику. Это само собой разумеется! Я говорю о командных действиях: классная команда просто обязана уметь доигрывать мяч до логического завершения комбинации, до удара по воротам.

А в случае, если она добилась перевеса, команда должна уметь держать мяч столько, сколько захочет», — вспоминал в беседе с Игорем Фесуненко совсем уже старенький, помятый жизнью и футболом Феола. Фесуненко же в книге «Бразилия, торсида, футбол» привел полностью ту свою беседу с тренером и попытался доказать, что приписываемый этому специалисту атакующий футбол вовсе не был самоцелью его команд, напротив, Феола прежде всего требовал от своих футболистов... не пропустить. То есть сыграть надежно в обороне, отработать назад!

Не исключено, что сам Феола на старости лет пересмотрел свои воззрения, хотя нельзя не привести еще одну байку: во время матча с Австрией левый защитник Нилтон Сантос подобрал мяч и, увидев, что перед ним нет соперников, рванул по своему краю вперед. Тренер припустил за ним вдоль бровки (раньше ведь не было никаких «технических зон»): «А ну стой... Ты куда прешь!» Сантос, не слушая тренера, приблизился к воротам соперника и ударил, после чего в воротах австрияков образовался второй гол. Феола мигом сменил гнев на милость: «Вот молодец. Так и надо играть!»

Благодаря победе на ЧМ Феола получил вкусное предложение от аргентинцев и несколько лет проработал в «Боке Хуниорс», превратив ее в довольно-таки бразильский клуб — под его руководством в рядах «генуэзцев» играли Орландо, Дино Сани, Мауриньо, Алмир и Паулиньо Валентим. По воспоминаниям самих аргентинцев, в то время как многие их клубы брали на вооружение откровенно зубодробительную и сногсшибательную тактику, «Бока» Феолы демонстрировала «футбол эспектакуло»... Однако надолго в Буэнос-Айресе бразилец не задержался, а потому вызывает сомнение, что он имел отношение к чемпионскому титулу 1961 года, не говоря уж о том, что в этом году чемпионом Аргентины был «Расинг»! Год спустя «Бока» действительно выиграла первенство, вот только Феолы в ней уж и близко не наблюдалось. А поди ж ты, во многих досье дону Висенте приписаны несуществующее чемпионство 61-го, а заодно и 62-й.

К сожалению, в 1966 году сеньор Висенте принял ошибочное решение — он вошел в реку второй раз, и если бы это была та же самая река! Нет, в ней основательно переменились русла и течения, многие звезды либо закончили с футболом, либо пребывали в отвратительном состоянии (Гарринча), а соперники не стояли на месте... Феола предчувствовал катастрофу, но с покорностью загипнотизированного кролика двинулся навстречу удаву. По всей видимости, он всегда был достаточным конформистом. Расплатой стал невыход из группы и всенародное презрение — на кого же еще обрушить гнев, как не на тренера?! Пришлось даже некоторое время перекантоваться в Европе, пока возвращение в родной Сан-Паулу не стало более-менее безопасным предприятием.

Довольно скоро Феола, нездоровый, к тому же подкошенный морально человек, ушел из жизни — забытый, непризнанный. К чести «Сан-Паулу», клуб мигом подсуетился и организовал пышные похороны, а болельщики мигом забыли былую вражду и отныне вспоминали только о триумфах конца 40-х и победе на шведском чемпионате мира.