ВВЕДЕНИЕ В «ФУТ60ЛОВЕДЕНИЕ»
С. М. Эйзенштейна однажды заняла проблема: как удается футболистам добиваться такой выразительности, что тысячи людей на трибунах в такт их движениям восторгаются и стонут, торжествуют и впадают в отчаяние?.. Сегодня огромную популярность футбола в мире некоторые западные исследователи объясняют социальными, экономическими и даже политическими мотивами. Но мне кажется, что причины ее — прежде всего в самой природе футбольного зрелища, по выразительности и эмоциональной насыщенности приближающегося к искусству.
Футбол, конечно, не искусство. Он и не претендует на равную с подлинным искусством роль в воздействии на человека, в формировании личности. У футбола нет своей музы, образной системы, и потому, оставаясь одним из самых любимых зрелищ, он всегда будет только приближаться к искусству. И именно поэтому футбол имеет право на обоснование своей зрелищной силы.
Прежде чем актеры — в театре или в кино — начинают воздействовать на зрителя, они должны заставить его поверить в истину происходящего. Только тогда зритель начнет волноваться за судьбы героев, следить за развитием характеров, ждать развязки. «Не верю!» Станиславского — первый барьер во взаимоотношениях актера и зрителя Футболисты избавлены от этого барьера. Зритель приходит на стадион, твердо зная: все, что произойдет, — правда, — сюжет не определен заранее, развязка неизвестна. И произведение (это слово употребляю условно) рождается на его глазах. Вот первый шаг в отношениях между исполнителями и аудиторией, связывающий их и способствующий возникновению тесного контакта. Вот первая причина сильного эмоционального воздействия спортивного зрелища.
Каждый вид искусства отличается от другого — помимо образной системы — методами освоения времени и пространства. Литература, театр, кино, живопись владеют пространством и временем по-своему. Футбол — тоже Зритель может не понимать это, но он это чувствует. В театре он не отдает себе отчета в том, насколько хороша построенная режиссером мизансцена, но благодаря ей лучше или хуже воспринимает сотворенное актером.
Так же и в футболе. Комбинация зависит от расположения игроков, от их перемещений (в пространстве и во времени), и красоту ее зрители чувствуют, хотя, быть