углубленном учебно-тренировочном процессе. Создать спецклассы для наиболее одаренных юных футболистов со всего города — дело очень нелегкое, потому что связано с перестройкой всей жизни ребят. Чтобы сделать это, пришлось не только заручиться поддержкой родителей. Потребовалась активная помощь заместителя заведующего гороно по внешкольной работе Е. И. Афониной. Пошли навстречу и общеобразовательные школы. Большую заинтересованность проявила, в частности, директор близлежащей школы № 473 И. В. Баранова. Одно из возможных опасений — предположение, что в спецклассах успеваемость окажется ниже, чем в обычных, — быстро отпало, потому что, скажем, в 473-й школе лучший сейчас по успеваемости класс 6-й «Г», где учатся только юные футболисты.
Сегодня из 700 воспитанников «Смены» 200 наиболее способных занимаются в спецклассах. Четыре таких класса (по одному пятому, шестому, седьмому и восьмому) — в школе № 473 Калининского района. В школе № 107 Выборгского района учатся футболисты-десяти-классники. Девятиклассники занимаются в школе № 516, имеющей спортивную базу завода «Арсенал». Наконец, еще один спецкласс (пятый) есть в Петродворце.
В чем же суть обучения ребят в спецклассах? Как оно организовано в «Смене»?
Занятия по общеобразовательным предметам начинаются в 11.00. До этого ребята, приехавшие из разных концов города к 9.00, проводят первую тренировку. После занятий они обедают и делают уроки. В 17.30 — вторая тренировка. Успеваемость и дисциплина юных футболистов не вызывают никаких тревог, а их спортивный прогресс, по мнению С. Корнилова, очевиден.
Неправильно было бы считать, что все трудности, связанные с таким нелегким делом, как переход на новые формы обучения юных футболистов, уже преодолены. Скажем, немало еще предстоит сделать в совершенствовании методики. Ведь по всем предметам четко разработаны программы, существуют даже подробные планы на каждый урок. А вот тренерам-педагогам, преподающим футбол, во многом приходится действовать на ощупь, полагаться лишь на свой прежний опыт (к сожалению, он не всегда подходит к новому учебно-тренировочному процессу), критически подходить к методическим рекомендациям (приспосабливать их к своим условиям).
В «Смене» сейчас работают два молодых методиста.