чили возможность понаблюдать, скажем, за изменением от матча к матчу состава сборной Англии. Легко заметить, на каких местах тренеры пробуют разных игроков. Таким образом узнаешь, что англичане считают слабостью в своей команде, что хотят наиграть, какими звеньями не удовлетворены и какими удовлетворены.
Кроме того, нам нетрудно было убедиться, что наша сборная выступала слишком часто по сравнению с остальными командами. Она провела 21 матч, в то время как другие играли по 6—10 раз в году. В 21-м матче наша команда набрала 59% очков. Для сравнения приведу данные по некоторым другим сборным: Голландия —
5 игр — 90% очков, Португалия — 10—85%, Польша — 10—80%, Испания — 6—75%, Шотландия — 9—66%, Австрия — 7—64%, ГДР — 8—62%. Я думаю, не стоит даже пояснять, как много выводов можно сделать из простого анализа чисел и других сведений, собранных нами по всем матчам сборных.
— И последний вопрос. Что вас сегодня беспокоит больше всего?
— Беспокоит нас, тренеров сборной, как, собственно говоря, и всех, кому небезразличен футбол, уровень мастерства наших игроков. Сборная — это не изолированная команда. Как бы правильно ни удалось построить работу, какие бы хорошие планы ни составлялись, какие бы разумные требования ни предъявляли мы к игрокам сборной, все же в первую очередь результаты зависят от класса всего нашего футбола. И поэтому, я убежден, стабильные успехи к сборной придут только тогда, когда во всех наших командах, и, понятно, в ведущих в первую очередь, будет налажена полнокровная учебно-тренировочная работа, когда занятия и игры будут проходить на уровне всех требований современного футбола.
* * *
Заслуженный тренер СССР Константин Иванович Бесков в 1974 году, спустя десять лет после того, как сборная страны под его руководством заняла второе место в Кубке Европы, вернулся в команду, вновь возглавил ее. И хотя пришлось ему тогда поработать со сборной лишь сезон (за десять лет до этого он тоже недолго тренировал сборную — два сезона), высказанные им взгляды в нашем весеннем разговоре в большой мере характеризуют как его тренерскую деятельность, так и