опровержении не нуждающееся. Но часто шокирует другая крайность:    заурядный    поэт налево-направо автографы

раздает, а выдающийся химик, никем не замеченный и не узнанный, скромно занимает место в заднем ряду партера. Трудно, да и, вероятно, невозможно, бессмысленно, наконец, проводить параллели между профессиями и их социальную, общественную гражданскую значимость сопоставлять и тем более противопоставлять. А в то же время в границах любой профессиональной группы соизмерение, сопоставление да, чего слова бояться, соперничество постоянны и, наверное, необходимы, если не выходят за рамки человеческой порядочности. И порядочность эта, и общечеловеческие качества не последнюю роль играют, когда определяем мы для себя среди двух любимых поэтов самого любимого, выбираем из двух прекрасных шахматистов того, за кого начинаем болеть, из двух великих ученых того, о чьей жизни хочется как можно больше узнать.

Соперничество в спорте конкретно и зримо. При всей условности конкурсов на определение, скажем, лучшего футболиста года, при всей, повторяю, условности таких конкурсов, есть некая возможность опереться на реальные показатели. Сейчас даже тренеров начали сравнивать, причем представителей разных видов спорта, будто можно определить, кто из них лучше работал — тот, кто фигуристов — чемпионов мира воспитал или хоккеистов к победе привел. В футболе сегодня тоже все суммируется, множится, делится, по любому вопросу вам статистики выкладку предложат и, если захотите, лучшего тренера за все годы «выведут»: какие его команды когда и как выступали, сколько медалей завоевали, сколько мастеров спорта им подготовлено, а надо будет — сообщат, сколько теоретических статей он написал. Но раз все тут измеряется и подсчитывается, как с человеческими качествами быть? Нельзя ведь их на счетах отщелкать. А если нельзя, то кто же лучший тренер? Ведь учительницу самую любимую и уважаемую не по проценту успеваемости мы с вами находили...

...Токарь Алексей Гуляев большую семью кормил. В самые тяжелые, голодные, пред- и послереволюционные годы они с женой троих детей потеряли. Но пятерых вырастили — четырех сыновей и дочь. Вскоре после революции Алексей вечерами учиться начал и, хоть института не кончил — работал очень много, инженером-практиком стал. Многим в жизни интересовался, всем детям страсть