— Поверите ли, — говорит Ринат, — что для меня самое интересное играть против умеющих наносить такие удары. Ведь они подвергают тебя истинной проверке. И если забивают блестящим ударом, когда сам ты ни в чем не можешь себя упрекнуть, то к естественному чувству огорчения примешивается в немалой пропорции чувство уважения к мастерству соперников.
Верно оценивать себя и других...
А в футболе шкала оценок сложная. Даже специалисты-мастера расходятся во мнениях, специальные как раз вопросы и обсуждая. Обозревая однажды итоги сезона и отдав Дасаеву должное, заслуженный мастер спорта Сергей Сергеевич Сальников заметил, что игра Рината на выходах оставляет желать много лучшего. Но как раз в те дни капитан «Спартака» Олег Романцев, представляя своих товарищей — чемпионов страны, отметил мастерство Дасаева именно в игре на выходах.
Спустя несколько лет я поинтересовался у Рината, что сам-то он думает по этому поводу.
— Мне, честно говоря, кажется, что это мое сильное место, — не без труда выдавил он, как получилось, похвалу себе. Но тут же добавил, чтобы собеседник не дай бог не подумал, что он себя хвалит: — Ошибки-то допускаю и на выходах. Но игру такую люблю, мне это интересно. Хотя и нужно иметь природное чутье, а все-таки научиться этому можно. И надо учиться. Каждый день, каждый день...
Природное чутье. Ну, реакция хорошая — это тоже, видимо, от природы у человека бывает. Тактика игры вратаря — чувство ритма, темпа игры: побыстрее ввести мяч, увидеть, как начать атаку, — здесь тоже чутье необходимо. Но ведь всему остальному действительно физически одаренный человек способен выучиться, и вратарской технике в частности.
А все же есть, очевидно, в каждом из нас нечто такое, чего и сами мы порой не знаем, что обнаруживается тогда, когда возникает необходимость или попадаем мы в ситуации?, в среду, в сферу определенной деятельности, требующую от нас этого «нечто». Загадочная вратарская должность — сплав характера и мастерства, того непознаваемого, что зовется талантом, и того необходимого, без чего никто и никогда никем не станет, — труда.
Художественный образ в фильме «Вратарь» — арбузы, какие десятками перебрасывал Антон Кандидов, — удачен именно потому, что подчеркивает необходимый и невиди