как средство достижения физического совершенства и как неповторимое по эмоциональному воздействию зрелище. В облике выдающихся спортсменов, чемпионов и рекордсменов, верных духу олимпизма, обе ипостаси спорта сливаются воедино, доказывая неразрывность стремления человека к физическому и нравственному идеалу. Талант мастеров, неистовый труд, потраченный ими ради приобретения высшего мастерства, их «невидимые миру слезы» и подаренные миру минуты вдохновения, поднимающие спорт на уровень искусства, торжество силы и духа в пленяющий миг победы делают их, этих сильных и мужественных людей, не просто известными, знаменитыми, чьи портреты миллионными тиражами множатся на страницах газет и журналов, не сходят с телеэкранов. Они становятся нашими общими кумирами, в лучшем значении этого слова, становятся примерами для подражания, и прежде всего — у молодежи.
Спорт как зрелище, как волнующее массы людей столкновение характеров и мастерства — не вещь в себе. Общение арены и аудитории здесь постоянно, и его жизнеспособность обеспечивается взаимным влиянием. Тем более если арена велика, как футбольное поле, а аудитория миллионна — как бывает в дни олимпиад или чемпионатов мира по футболу, собирающих у телеэкранов едва ли не половину населения земного шара.
Молодые люди с арены, с того же футбольного поля, а тренеры — у кромки поля неизбежно дают уроки этики, эстетики, нравственности молодежи, заполняющей трибуны или приникающей к телеэкранам. Уроки эти способны нести положительный заряд, и обязаны его нести. Но, увы, как часто несут в себе заряд отрицательный. Любое зрелище воспитывает. Спортивное с его непредсказуемыми коллизиями, с его истинностью, искренними, неотрепетированными эмоциями и страстями имеет ни с чем не сравнимое воспитательное значение. Удивительные по точности слова были сказаны в Древней Греции Лукианом: «Телесный ритм (читай «спорт». — В. В.)
должен подчинять души как исполнителей, так и зрителей... раскрыть нам те отношения, которые существуют между красотой душевной и телесной». Исполнители и зрители, арена и аудитория. Иная лексика, но тот же смысл.
Футболисты после полнокровной борьбы, обнявшись, покидают поле. Хоккеисты выстраиваются в центре площадки, и каждый каждому пожимает руку. Тренер рукопожатием благодарит замененного игрока за игру, за отданные борьбе силы. Фигуристы, легкоатлеты, гимнасты поздравляют друг друга на пьедестале почета. Или, напротив, нездоровый всплеск эмоций: ритуальный танец дикарей после забитого гола, немужские поцелуи и объятия, элементарное непонимание того, сколько чужой