ли так, чтобы облегчить возможность команде забить гол. Кто это сделает, мне, тренеру, безразлично. Но в наших условиях профессионального подхода к делу нападающим это не всегда безразлично. Уверен, что ответственность за низкую результативность, например, в наиболее коммерческом итальянском футболе разделяют с хозяевами клубов и тренерами и сами форварды.

Чего еще я как тренер должен требовать от Мюллера? Чтобы он играл гибче, чтобы он осваивал комбинационную игру, игру в пас, а не только полагался на свой удар, на свои качества, проявляющиеся в штрафной площади. При этом мои требования будут восприниматься форвардом с открытым сердцем, если он почувствует, что я делаю все это для того, чтобы ему было легче проявить свои лучшие качества, те, за которые ему, в конце концов, платят деньги.

Я сейчас привожу в пример Мюллера, потому что он здесь присутствует, но именно с ним у меня всегда было меньше всего разногласий. Он не является игроком настроения, что для тренера чрезвычайно важно, ибо всегда знаешь, что ты от какого игрока получишь. Но есть у нас, к примеру, нападающий Либуда. Сколько раз я говорил: «О, если бы знать с утра, в каком он проснулся настроении!» Даже когда Либуда в ударе и ему удаются дриблинг и проходы, он все равно не поднимает вверх головы и видит партнеров лишь в радиусе десяти метров. А когда он не в ударе, он, мне кажется, слепнет и вообще никого не видит. В то же время не использовать такого крайнего я не могу, все мои центрфорварды любят играть с краями. Но потом в случае плохой игры Либуды игроки все-таки обижаются на тренера, а не на своего партнера. А если станут обижаться на партнера, опять же тренер должен их примирять. Были у меня в сборной еще два крайних — Лёр и Грабовски. Лёр в отличие от Либуды — олицетворение мощи и силы, но у него хромает техника. Грабовски мог бы стать идеальным крайним, но в клубе он исполняет роль диспетчера, и ему, по-моему, это больше нравится. Вот и попробуй все это учесть с таким расчетом, чтобы Мюллеру было легче забивать...

Коль скоро я стал сравнивать игроков различного стиля, то скажу еще и о том, каким вижу современного бомбардира и каковы его перспективы. Перспективы в том смысле, что должен делать форвард для того, чтобы стать хорошим бомбардиром. Говорят, в футболе все в равной мере важно — техника, скорость, тактика. Но я