телось бы мне попасть в положение такого журналиста, к которому относятся сказанные в шутку, но с долей правды, слова Дюрне о спортивной журналистике: «Главное — уметь все истолковать в нужном свете». Однако на все эти вопросы я бы ответил утвердительно: и новое было, и открытия, и направления определены. Может быть, только о «звездах» в том прежнем значении, какое мы вкладывали в это слово, теперь говорить не стоит: тут особая проблема, и я надеюсь еще коснуться ее.

Впрочем, прошу читателя набраться терпения: и о новом, и об открытиях, и о направлениях речь впереди.

II

В перерыве матча за третье место Бразилия — Италия замечаю в ложе прессы человека, разложившего на пюпитре листы бумаги и сосредоточенно вычерчивающего что-то на них. Знакомиться на таких соревнованиях легко: так принято, что можно без стеснения подойти к человеку, прочитать на висящей на груди аккредитационной карточке его фамилию, представиться, показав свою карточку, и обратиться с любым деловым вопросом. Так мы и познакомились с английским тренером Терри Кейси.

Прежде чем показать, как он составляет схему зон действия игроков, а на это, кстати, перерыва хватить не могло и разговор мы продолжили после матча, Кейси рассказал, что группу английских тренеров, приехавших на чемпионат, возглавляет Аллан Вейд, руководитель тренерского отдела Английской футбольной ассоциации. Группа, которой поручено подготовить подробный отчет о турнире, включающий практические и теоретические выводы, состояла из одиннадцати человек. Сам Кейси — представитель регионального, северо-западного, находящегося в Блэкберне, отделения тренерского отдела ассоциации. В его постоянные обязанности входят контакт и обеспечение помощи тренерам английских клубов этого района страны.

Составление схем зон действия игроков — важный участок работы группы во время чемпионата. На каждом матче этим были заняты несколько человек. В ходе игры они записывали на листах бумаги с вычерченным полем, где, когда, как часто и с какой продуктивностью действует тот или иной футболист. Затем каждый тренер готовил свой вариант схем, варианты сравнивались и суммировались, после чего вычерчивалась окончательная схема. Есть, таким образом, схемы более или менее подробные.