искусственно навязанный. Здесь произошло как бы наоборот: достоинства проистекли из недостатков.

Главную трудность, однако, для аналитиков представляет необходимость дать возможно более точную характеристику каждого из четырех стилей или направлений. Зрительно мы представляем это легко и никогда, конечно, не спутаем манеру аргентинцев с манерой бразильцев или голландцев с итальянцами. Но как точнее определить их отличия?

Понимая, что любые сравнения страдают натяжками, все же попытаюсь прибегнуть к помощи тех стилей, направлений, которые давным-давно уже получили определения в искусстве. Заранее только прошу читателя не понимать эти сравнения чересчур буквально.

Так вот, стиль сборной Италии я определил бы как «классицизм». В тактике итальянцы скрупулезно следовали системе 4 + 3 + 3, доведя ее трактовку до совершенства, спроецировав на нее индивидуальные черты каждого футболиста и отдав должное основным требованиям современного футбола — универсализации технической и тактической, скорости и маневренности.

Сборная Бразилии с ее неповторимой техничностью игроков, для которых нет невозможного в обращении с мячом, которые способны даже при жесткой опеке демонстрировать технические трюки на уровне жонглерского мастерства, выглядела апологетом «чистого искусства», «искусства для искусства». И совершенно очевидно, что в конкретной борьбе за победу явно прослеживались недостатки такого отношения, такой трактовки игры.

Игра сборной Аргентины представляется мне вершиной «романтизма». Здесь напрочь отсутствовал какой-либо рационализм, практицизм. На первые роли вышли вдохновение, импровизация, риск не имел границ. Порой казалось, но это, конечно, было не совсем так, что аргентинцы пренебрегают обороной. А создавалось такое впечатление потому, что они жертвовали всем ради атаки. Их атаки развивались с удивительной скоростью, они не дорожили мячом, если была хоть малейшая возможность обострить игру. Они игнорировали середину поля как плацдарм для подготовки наступления, не старались овладеть территорией. Они все подчинили атаке.

А сборная Голландии исповедовала «реализм». Как когда-то реализм определил на многие десятилетия развитие искусства и до сих пор остается основным творческим методом, так и футбол голландцев мы и сейчас,