ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ТОРПЕДОВСКОГО ФАНАТИЗМА
Прозвище: ТОРПЕДОНЫ
Дата возникновения: 22 апреля 1979 года
Цвета: черно-белые
Первый выезд: 2 мая 1981 - Киев
Самый дальний выезд: Владивосток-2006 — 9288 км (20 рыл)
Самый многочисленный выезд: Ярославль-1998 — 1100 рыл
ИСТОРИЯ ТОРПЕДОВСКОГО ФАНАТИЗМА
Торпедо - Торпедо-ЗИЛ (до 2001 г.)
Какое бы место ни занимала команда, у неё всегда были верные поклонники. Болельщики полюбили «Торпедо» за нестандартную игру, за приверженность к красивому, вдохновенному футболу.
С самого начала своей истории, «Торпедо» окружали преданные болельщики. Прежде всего это были рабочие с автозавода и члены их семей, родственники и друзья футболистов, а так же жившие рядом со стадионом. Со временем эти рамки значительно расширились.
В годы выступлений в «Торпедо» Эдуарда Стрельцова, аудитория болельщиков значительно расширилась. В порядке вещей было ходить «на Стрельцова».
Болельщиками становились по разному. Кого-то привёл на стадион отец, дядя, дед, старший брат, сосед, друг. Кто-то жил по соседству с кем-нибудь из футболистов «Торпедо» либо имел с ними какие-то иные связи. Кто-то стал болеть за «Торпедо» (даже не в лучшие для него годы) в силу своего бунтарского духа, принципиально не желая идти на поводу у большинства и болеть за признанных фаворитов.
Первый выезд болельщиков «Торпедо» в другой город был организован в 1953 году - 40 рабочих автозавода выехали в другой город - Харьков на заказанном заводом автобусе, на матч с местным «Локомотивом».
А самый массовый выезд в советское время пришёлся на 1970 год. В Кутаиси, на матч с местными одноклубниками прилетело 100 автозаводцев.
Шёл конец 70-х годов, когда болельщики стали приобретать современное лицо. Это были те старые, добрые времена, когда «Спартак» недавно побывал в Первой лиге, а «Локомотив», практически не вылезая оттуда, был редким гостем в Высшей… А «Торпедо» осенью 1976 года было чемпионом страны!!! Со всеми вытекающими последствиями и обстоятельствами… Тогда-то и начинали пробиваться чёрно-белые ростки автозаводского движения…
22 апреля 1979 года во время домашнего матча с Ворошиловградской «Зарёй» зародилось организованное движение болельщиков. Более 30 человек – воспитанников торпедовской футбольной школы 1965 года рождения объединились в организованную группу. Инициатором и лидером был Василий Манушин. Первым хулиганом в истории торпедовского фанатизма стал легендарный автозаводский боец Андрей Сенин (известен по прозвищу Сеня) 1962 года рождения. Фанатским сектором на стадионе «Торпедо» имени Э.А.Стрельцова с того дня стал сектор «ЗАПАД-5». И его посетители стали именоваться «ЗАПАД-5 MOSCOW ULTRAS»…
Газета «Советский Спорт» писала: «…По количественному составу в то время лидировали красно-белые. Но наиболее продвинутыми считались автозаводцы. Это были настоящие футбольные модники, которые не боялись брать пример с запада. Их основу составляли выпускники торпедовской спортшколы…»
Относительная малочисленность – как отличие не стала предметом уныния. Это не мешало торпедовским фанатам идти в ногу со временем, зачастую опережая других и иногда привнося в отечественный фанатизм какие-то нововведения.
В 1979 году был написан всем известный торпедовский гимн «Вперёд, «Торпедо»! Его автор – Александр Дудуев, известный по прозвищу Дудуй.
2 мая 1981 года состоялся первый организованный выезд фанатов – в Киев, на матч с местным «Динамо».
Исторически так сложилось, что врагами черно-белых издавна считались столичные ЦСКА и «Динамо», что по союзным временам вкупе с другими традиционными противниками в лице киевского «Динамо», «Днепра» и «Жальгириса» склоняло нас ближе к красно-белым. Позже, уже в российские времена врагами «Торпедо» стали «Локомотив», «Зенит» и «Ростсельмаш».
Большая роль в организации и развитию движения торпедовских болельщиков принадлежит Василию Петракову (ВП). Начав в 1988 году с объединения болельщиков «Торпедо» в Мытищах (100 человек), со временем стал главным идеологом торпедовского фанатизма, инициатором создания официального Клуба Болельщиков «Торпедо» - первого в стране после спартаковского и армейского, который был сформирован и зарегистрирован в 1990 году. Надо сказать, что уже в 1983 году болельщики из Мытищ посещали домашние и выездные матчи «Торпедо». Но они там были разрозненны. По словам ВП, в районе Мытищ, где он жил, вообще не было болельщиков «Торпедо». Но это не помешало ему…
Самым массовым выездом в пределах страны считается Питер-1992 – 340 чёрно-белых. Торпедовцы так же совершили серию мощных выездов в Европу: 1990 год: Севилья (80 человек) и Монако (50 человек); 1991 год: Копенгаген (100 человек), Галлешер (100 человек) и Оломоуц (120 человек); 1992 год: Манчестер (28 человек) и Мадрид (150 человек), и т.д.
В историю торпедовского фанатизма вошли фан-группы, состоящие из носителей правых идей: «WEST-5 ACTION GROUP» - самая легендарная и сильная боевая группировка, основанная в начале 1995 года на базе самых активных посетителей сектора «ЗАПАД-5» - около 20 человек, «WORKING BOYS FRONT», основанная в 1996 году, на первом выезде – в Санкт Петербург на трибуне впервые появился её банер (20 человек), «TORPEDO MASCOT TRAVEL BROTHERS» (основана в 1997 году) и некоторые другие.
В истории торпедовского фанатизма немало славных имён. Это Алексей Ереван, сделавший в советское время более 50 выездов, а так же Сергей Захаров – Захар, Андрей - Местный, Сергей Гаврилов, Дима - Фишер, Юра - Оратор, Сергей Демичев – Дёма (Дёмина братва известна до сих пор), Паша – Кранс, Рома Новиков – Бэра, Юра – Бешеный, Лёша – Мудиль, Сева – Червонец, Костя – Морис, Дима – Фил, Коля – Паганини…
В постсоветские времена известность приобрели Сергей – Гигант, Веста, Атлас, Ключ, Целлулоид, Рыба, Пух, Виталий – Двойник, Андрей – Страус, и многие другие.
Символы торпедовского фанатизма – чёрная когтистая рука, сжимающая футбольный мяч, бульдог и британский флаг, раскрашенный в чёрно-бело-зелёные цвета.
У торпедовцев было два фанзина – самиздатского журнала болельщиков. В марте 1996 года, после матча с «Зенитом», вышел первый номер журнала «BULDOG». В нём описывались выезда, фанские разборки, и многое другое, имевшее место вокруг футбола. Цель издания – чтобы фанаты могли почитать о своих похождениях в неофициальной форме, в неформате, а так же поддержать боевой дух.
В 1997 году издавался журнал «Русские Ратники». Это было издание формата А5, объёмом 18-20 страниц, выходящее тиражом 200 экземпляров раз в три месяца. Предлагаемая в нём информация среди других фанзинов выделялась полнотой, оперативностью и свежестью. Прочитав «Русские Ратники», можно было легко понять какое «Торпедо» - настоящее…
Именно торпедовские тиффози первыми придумали брать на матчи белые полотнища с написанным на них чёрной нитрокраской лозунг (актуальный для конкретной игры): «Вперёд, «Торпедо!», «TORPEDO WILL WIN», и т. п.
Многие помнят, что в 80-е годы среди фанатов были популярны арбузники. Арбузник – это английская шапка-берет с козырьком, зелёной пуговицей сверху и расходящимися от неё чёрными и белыми полосками. Они получили своё название потому, что издали создаётся впечатление, будто человек надел на голову половину арбуза. Эти арбузники у фанатов были долгое время в моде – их носили поклонники многих московских клубов, заменяя чёрно-белые полоски цветами своего клуба. Но именно торпедовские фанаты привезли из Англии первый экземпляр такого арбузника и в одном из московских гаражей сшили первую партию из 20 штук. И когда на одном из матчей у торпедовцев увидели этот предмет фанатской атрибутики, их долго доставали вопросами: что это такое, с чем это едят (то есть, носят). И, разумеется, жутко завидовали.
Как и все остальные, торпедовский фанатизм не избежал некоторого кризиса, свалившегося на голову после распада Советского Союза и прекращения союзных первенств. У всех резко упала посещаемость матчей: и домашних, и выездных. Это состояние длилось примерно 2-3 года. Но, нелишне напомнить, что торпедовцы раньше других стали выходить из этого состояния и на некоторое время стали грозой других столичных фанатов (тогда, как в 1992 году на матч «Спартак» - «Лада» Тольятти пришло чуть более 500 человек).
Ситуация, сложившаяся в середине 1996 года, не внесла значительных изменений. Афера, затеянная «Лужниками», раскрылась довольно быстро. Тройное название, другая эмблема, 25 человек из ЦСКА… Разве это «Торпедо»? Последней каплей стало обстоятельство, когда группа авторитетных фанатов обратилась к новоявленному руководству с просьбой о льготных абонементах. В ответ официально прозвучало: «…Вы – торпедовцы нам не нужны. Вас мало. За нас болеть перейдут фанаты ЦСКА…». А тем временем стало известно, что снятая с чемпионата команда «Торпедо» («Торпедо-ЗИЛ») заявляется на участие в первенстве Третьей лиги… В итоге практически все болельщики - более 95 % общей массы (все старшие поколения, большинство средних и молодёжи) сохранили преданность родному «Торпедо» и остались на Автозаводской. Никого не прельстило ездить в чужие «Лужники», где на стотысячном стадионе собирается иногда даже меньше тысячи человек (иногородних гостей зачастую больше) и вокруг угнетающая пустота… В то время, как на первый домашний матч автозаводцев в 1997 году против «Химок» пришло более 5 тысяч человек. Приехавшие из Химок 10 ихних фанатов были попросту шокированы, увидев на матче уровня Третьей лиги столько народа. На первый матч – выезд в Коломну отправилось более 100 человек…
В 1998 году торпедовцы стали победителями зоны «Запад» Второй лиги и играли два стыковых матча с нижнекамским «Нефтехимиком» за право выступать в Первом дивизионе (напоминаем, что в гостях сыграли 1:1, а дома победили 2:0). 15 ноября 1998 года около 15 тысяч человек пришло поддержать «Торпедо-ЗИЛ». Следует отметить такой фактор, как мороз около 20 градусов (рано наступила зима). Но люди пришли, многие целыми семьями, доказав, какое «Торпедо» настоящее… После матча сотни болельщиков выбежали на поле, и в течении примерно двадцати минут обнимали, качали футболистов и тренеров, прыгали от радости. Это было незабываемое зрелище.
1999 год был знаменателен тем, что впервые в истории фанатизма 7 представителей разных клубов сделали золотой сезон (то есть посетили все домашние и выездные матчи клуба) в Первой лиге. Из них трое – торпедовцы: ВП, Страус и Двойник. И вообще в 1999 году «Торпедо-ЗИЛ» в каждом городе играло с солидной поддержкой. Статистика выездов: Махачкала – 4 фаната, Воронеж – 51, Саратов – 15, Калининград – 12, Пермь – 32, Казань – 39, Ижевск – 21, Тула – 35, Чита – 10, Смоленск – 57, Томск – 3, Нальчик – 8, Красноярск – 12, Липецк – 11, Санкт-Петербург – 37, Астрахань – 15, Тюмень – 4, Нижний Новгород – 96, Димитровград – 9, Ставрополь – 17, Орехово-Зуево – 60.
И в 2000 году болельщиков не смущали большие расстояния, и команда ни в одном городе не осталась без поддержки: Саратов – 20, Казань – 41, Ярославль – 72, Смоленск – 51, Пермь – 7, Ижевск – 11, Чита – 7, Тольятти – 86, Томск – 9, Тула – 82, Калининград – 12, Астрахань – 7, Красноярск – 7, Нальчик – 5, Новотроицк – 14, Сочи – 16, Липецк – 43, Санкт-Петербург – 36. Золотой сезон сделал тринадцатилетний Максим Губанов. А кульминацией сезона стали два заключительных домашних матча – с нальчикским «Спартаком» (1:0) и сочинской «Жемчужиной» (3:0), позволившие оторваться от дышащего в спину казанского «Рубина» (всего на 2 очка) и вернуться в Высшую лигу. На этих матчах снова стадион был забит сверх меры – около 15 тысяч человек посетило каждый матч. И снова после победного матча многие болельщики выбежали на поле, вместе с футболистами радуясь долгожданной победе…
Торпедовские фанаты всегда отличались от других своей сплочённостью, преданностью и интеллигентностью. Фанаты стремились как можно глубже познать футбол, занимались его пропагандой. Очень многие болели за «Торпедо» целыми семьями в 3 поколения. Ещё одно отличительное качество – демократичность – равенство, братство, полное отсутствие «классовой борьбы» (в отличие от «Спартака» и ЦСКА, где молодому фанату нереально даже поздороваться за руку с авторитетом, где известны случаи мародёрства по отношению к младшим фанатам).
Торпедо (1998 - 2001)
Три года для истории, конечно, не срок. Почему три года? Да потому, что история лужниковского фанатизма начала свой отсчет в 1998 году после раскола московского Торпедо на "ЗИЛ" и "Лужники".
Тот год внес смуту в стройные ряды черно - белых. Что есть настоящее Торпедо? За кого болеть? В 98 - м это были главные вопросы для фанов бывшей заводской команды. Сначала ходили и за тех, и за других. Потом постепенно каждый сделал для себя свой выбор. Полная ясность наступила в конце года. Болеть за ЗИЛ ушла вся старая гвардия. Туда же подались и скинхеды. У лужниковцев, кроме пяти - шести человек, практически не осталось бойцов. Возглавил же движение идеолог Галстук. А бойцы были нужны. В наследство от Торпедо им достались все враги. На тот момент в составе черно - белых была только одна боевая группировка WEST5 ACTION GROUP, организованная еще в 1997 году. После поездки в Тулу фанату Жене позвонил один из лидеров WEST5 и предложил ему собрать бригаду, которая служила бы для них некой группой поддержки. Предложение было принято. Так появилась группировка SUPPORTERS GROUP, название которой так и переводится, как группа поддержки. Примерно в то же время из состава WEST5 выходят три человека и организуют свою бригаду TROUBLEMAKERS FIRM. При этом они пытаются перетянуть к себе и группу поддержки. Те не соглашаются. В черно - белом движении начинаются некоторые трения. Однако сор из избы не выносится, и все проблемы остаются исключительно внутренними. На выездах и дерби с врагами все торпедовцы стояли плечом к плечу, независимо от того, к какой группировке они принадлежат. Но со стороны товарищей в адрес SUPPORTERS GROUP продолжали сыпаться насмешки и обвинения. Такое положение дел их явно не устраивало. И бригада приняла решение стать полностью самостоятельной. Перестав быть группой поддержки для WEST5 ACTION GROUP, они, однако, не сменили своего названия. Теперь у лужниковцев три абсолютно независимые боевые бригады.
Несмотря на то, что в прошлом году почти каждый выезд сопровождался всевозможными транспортными и организационными проблемами, сезон нельзя назвать провальным. Количество фанов, посетивших матчи в других городах, значительно увеличилось. Рекорд посещаемости таких игр состоялся в 98-м году, когда в Ярославль прибыло 1100 черно-белых. Год спустя - уже в два раза меньше, зато была поднята планка для таких городов, как Самара, Ростов-на-Дону, Владикавказ и Волгоград.
Выезды в 1999 г. : Питер - 235, Волгоград - 229, Ростов - 107, Н.Новгород - 255, Ярославль - 453, Самара - 132, Сочи - 40, Новороссийск - 19, Ростов(игра с "Ураланом") - 46, Владикавказ - 11.
Выезды в 2000 г. : Питер - 190, Владикавказ - 12, Волгоград - 155, Самара - 65, Ростов - 73, Воронеж - 115, Н.Новгород - 209, Новороссийск - 78, Элиста - 9, Махачкала - 16.
ВЫезды в 2003 г. : Казань - 230, Питер - 120, Ярик - 250, Самара - 65, Владикавказ - 11, Ростов - 120, Новороссийск - 25, Волгоград - 14, Элиста - 15, Томск (кубок) - 7, Питер (кубок ПЛ) - 16, Сан-Марино (ЕвроКубок) - 50, София (ЕвроКубок) - 9, Валенсия (ЕвроКубок) - 10.
Торпедо-РГ
Футбольный клуб «Торпедо–РГ» создан (зарегистрирован) в марте 2005 года.
3 клуба, выступавших на тот момент в одной зоне ЛФЛ «МРО Центр Москва» решили объединиться. Напомню, что после переименования «Торпедо–ЗиЛ» в «Торпедо-Металлург» в зоне ЛФЛ появилась команда «Торпедо–ЗиЛ», составленная в основном из рабочих завода ЗиЛ. В 2003 году эта команда заняла 4 место в зоне, в 2004 она была переименована в «СК Торпедо» и финишировала на 5 месте, в этом же году появилась команда «Смена–РГ», которая объединила две команды «Смена» и «РГ», в итоге команда выступила достойно, выиграв кубок ЛФЛ. В 2005 году команды «СК Торпедо» и «Смена - РГ» объединились в одно целое, и клуб стал называться «Торпедо-РГ». Главным спонсором стали «Российская газета» (Генеральный директор – Горбенко А.Н. – председатель Попечительского совета клуба) и завод ЗиЛ. В сезоне 2008 перед клубом стоит две задачи, основная – выход в первую лигу и вторая задача – достойно выступить в кубке России.
После переименования "Торпедо - ЗиЛ" в "Торпедо - Металлург", а потом и в ФК "Москва". Фанаты ЗиЛа опять разделились. Одни все же ушли в Лужу, а другие начали поддерживать теперь уже "Торпедо-РГ". История повторяется...
КРАТКО О ГОРОДЕ
Краткая история Москвы
Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147 г., от которого ведется летоисчисление истории города. Основателем Москвы официально признан суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий. Продолжателями становления Московского государства были известнейшие до сего времени московские князья и цари:великие князья - Андрей Боголюбский, Иван Калита, Иван Красный, Дмитрий Донской, цари - Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович и многие другие.
После восшествия на престол Петра Великого, по его Указу, города Российского государства были расписаны по губерниям, во главе которых назначались губернаторы. Губернаторы, как представители всероссийских императоров, олицетворяли единство законодательной и исполнительной ветвей власти на подведомственных им территориях, обнародовали и проводили в жизнь законы, издавали в пределах своей компетенции обязательные решения, осуществляли контроль за деятельностью учреждений и должностных лиц.
Вплоть до 1917 года верой и правдой служили московские губернаторы городу и государству Российскому, многие их имена известны москвичам и поныне. Среди них такие, как боярин Стрешнев Т.Н., граф Чернышев Г.П., князь Волконский М.Н., граф Ростопчин Р.В., князь Голицын Д.В., и другие - всего их было более 50 человек.
С 1917 года функции первых лиц местной администрации стали исполнять председатели исполкомов Моссовета, а в последнее время - мэры Москвы. Прошло уже более восьми с половиной веков. Город неоднократно завоевывался, сжигался и вновь возрождался из пепла.
В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где происходят процессы глубоких общественно-политических и экономических преобразований. Исключительно благоприятное положение Москвы обусловили ее преимущество в развитии между других городов зарождающейся России. Москва хорошо связана с Верхней Волгой системой притоков и волоков, оттуда шел прямой путь к Новгороду и далее на запад. Вниз по Москве-реке шел путь к Оке и по ней к рязанским землям. По Яузе, с небольшим волоком у Мытищ, можно было переправиться на р. Клязьму, а по ней к ростовским, суздальским и ярославским землям. Через Москву пролегала дорога с киевского и черниговского юга на Переславль- Залесский иРостов. Множество других сухопутных дорог, сходившихся в Москве, предопределили образования в местах их пересечения быстро развивающихся поселений.
Территориальное развитие Москвы с самого начала определялось потребностью в постоянной и надежной обороне. С юга и востока постоянной угрозой нависали кочевые орды, с запада –литовские и польские завоеватели. Да и Владимирские, Тверские, Новгородские дружины требовалив свое время создания надежных укреплений. После победы на Куликовом поле (1380) и «стояния Ивана III на Угре» (1480), положившего конецпопытке ордынского хана Ахмеда пройти к Москве, могущество Московского государства быстро растет. По своей территории и численности населения Москва в XV в. превосходит Лондон, Прагу идругие крупнейшие города Европы.
После отмены крепостного права (1861), в ходе развитиякапитализма в России, темпы роста Москвы возрастают, она формируется в крупнейший торгово - промышленный центр. В конце XIX в. в Москве насчитывалось более 20 тыс. торгово-промышленных заведений. Из них около десяти тыс. были исключительно промышленными, на которых трудилось свыше 120 тыс. рабочих.
Преобладали заведения мелкого типа со средней численностью рабочих менее 16 человек, только 2% предприятий насчитывали более 50 рабочих. В структуре московской промышленности по числу предприятий преобладали производства текстильной промышленности (Москва «Ситцевая»), затем строительной, по переработке древесины, пищевой, писчебумажной и кожевенной промышленности, по производству машин, орудий и т.п.
В первом десятилетии текущего столетия Московская промышленность стала достигать высокойстепениконцентрации. В 1910 г. на 6% крупных московских предприятий было сосредоточено 49% рабочих. В то времякрупными считалось предприятие с числом рабочих от 500 чел. и выше –«Трехгорная мануфактура», Московская ситценабивная фабрика, металлургический завод Гужона (ныне «Серп и молот»), братьев Бромлей (завод «Красный пролетарий»), Гаккенталя («Манометр»), Дангауэра и Кайзера («Компрессор») и др. Период промышленного подъема был отмечен усиленным проникновением в русскую промышленность иностранного капитала. Все предприятия химической и электротехническойпромышленности Москвы находились в руках иностранных фирм (главным образом немецких).
После победы революции 1917 г. в Москве стало усиленно развиваться машиностроение (от станкостроительного до часового, от шарикоподшипникового до автомобильного и текстильного), которое стимулировало развитие металлообрабатывающей промышленности. Москва "Ситцевая" уступает место Москве машиностроительной и электротехнической. Созданы автомобильная, радиотехническая, приборостроительная отрасли. Сохранив свое большое значение для страны в изготовлении товаров народного потребления, Москва стала мощнойпроизводственно - технической базой дальнейшей индустриализации. В послевоенные годы структура промышленности города продолжала меняться в пользумашиностроения и металлообработки.
На протяжении сотен лет Москва выполняет роль центра русской национальной культуры. Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения: Кремль, Новодевичий монастырь, Филевская церковь, Московский государственный университет, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе. Воссозданы Воскресенские ворота Кремля с часовней Иверской Божьей матери и Храм Иконы Казанской Божьей матери. Восстанавливается Храм Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. Процесс сохранения исторического наследия продолжается. Инициаторами и активными участниками этой работы являются московские органы власти.
В настоящее время Москва является крупнейшим экономическим, политическим, научным центром России. Основу экономики Москвы составляет богатейший научно - технический и промышленный потенциал города. На территории города действует множество крупных предприятий различных отраслей промышленности:черной и цветнойметаллургии,машиностроения и металлообработки, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, оборонных предприятий и др. В Москве расположены крупнейшие автомобильные, авиационные и машиностроительные заводы, предприятия текстильной и пищевой индустрии, городского строительства. Москва является крупнейшим транспортным центром России и Восточной Европы.
С 1990 года Москва стала признанным лидером современных российских экономических реформ. Возросший вес экономики Москвы в экономике новой России характеризуется существенным увеличением доли Москвы в доходах и расходах бюджета РФ. В экономике Москвы произошли серьезные структурные сдвиги: доля промышленного производства столицы неуклонно снижалась, в то время как возрастал объем коммерческих услуг банков, акционерных обществ, сырьевых и фондовых бирж. В итоге Москва прочно занимает лидирующие позиции по количеству и рейтингу коммерческих структур, занимающихся экспортом-импортом, оптовой и розничной торговлей. Московское Правительство уделяет первостепенное внимание созданию и развитию свободных экономических и таможенных зон в столице.
Создание таких зон предусмотрено в Зеленограде, вокруг аэропортов Шереметьево и Внуково и на территории Западного речного порта. Велика роль банковского и биржевого секторов экономики в развитии российских финансовых рынков. В настоящее время в столице работает около 1000 коммерческих банков, что составляет 40% от общероссийского числа. Финансовый и биржевой сектор Москвы организует инвестиционную и коммерческую деятельность на 90% российской территории.
Экспортно-импортная деятельность в Москве поддерживается развитой инфраструктурой таможенных услуг: 248 таможенных пунктов функционируют в Москве. Расширяются внешнеэкономические связи московских предприятий: устанавливаются прямыепроизводственные и научно-технические контакты с зарубежными партнерами, создаются совместные предприятия, международные объединения и организации.
В качестве иностранных партнеров в деятельности совместных предприятий представлены фирмы почти сорока зарубежных стран (Германия, Австрия, США, Канада, Италия и др.). На основе соглашений о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, Московское Правительство установило деловые контакты с крупнейшими городами мира: Берлином, Варшавой, Веной, Дюссельдорфом, Монреалем, Пекином, Сеулом, Токио, Хельсинки и др. В результате стали разрабатываться долгосрочные крупномасштабные проекты экономического сотрудничества, оказывающие влияние на российскую экономику в целом.
Из общего числа действующих в России предприятий и организаций с участием иностранного капитала более 50% функционируют в Москве. На фоне политических и экономических реформ Москва, естественно, не избежала кризисных явлений в экономике - инфляции, спада производства, падения реальных доходов населения. Однако кризис в экономике Москвы оказался менее глубоким, чем в целом по России. Падение производства особенно ощущалось в черной металлургии, машиностроении и металлообработке, стекольной, фарфорофаянсовой и легкой промышленности, производстве бытовой техники. Значительно снижен выпуск холодильников и морозильников, радиоприемных устройств, бытовых часов, хлопчатобумажных и шелковых тканей, обуви, телевизоров. Сужение внутреннего рынка для сбыта продукции поставило эти предприятия перед необходимостью поиска зарубежных партнеров и выхода на мировые рынки.
В целом Москве удалось противостоять разрушительной силе кризиса. В основном нормально функционирует городское хозяйство. Заметны результаты в капитальном строительстве. Эта отрасль объединяет свыше 500 тысяч работающих. Началось практическое решение острейшей для москвичей проблемы - реконструкция блочных жилых домов 60-х годов. Несмотря на обострение финансовой ситуации, Правительство Москвы не допустило снижения объемов финансирования социальной сферы, взяло на себя основную часть затрат на содержание жилья, в том числе приватизированного.
Москва является культурным и научным центром мирового значения. В столице находится Российская Академия наук (РАН) и 90 ее научных учреждений, включая 78 научно-исследовательских институтов, а также специализированные академии наук. Всемирную известность получили московские театры - Большой, Малый, Художественный, имени Евг.Вахтангова, на Таганке. Коллекции живописи, графики, скульптуры Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина могут поспорить с собраниями многих известных музеев мира.
Сейчас в Москве действует 72 театра, 109 кинотеатров, 31 концертный зал, 78 музеев и 142 выставочных комплекса. Москва - самый крупный учебный центр страны. Среди 85 вузов города - 31 университет и 19 академий, в том числе такие известные, как Московский государственный университет им. М.И.Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Российский государственный медицинский университет, Московский государственный педагогический университет, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева, Государственная академия управления им.С.Орджоникидзе, Российская государственная экономическая академия им. Г.В.Плеханова и ряд других. Основной формой образования по-прежнему остается государственное образование. Большинство общеобразовательных школ, профессионально-технических заведений, средних специальных и высших учебных заведений относитсяк госбюджетным структурам, и обучение в них бесплатное. В последнее время в Москве получает распространение платное обучение. Городская система образования держит курс на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей населения. В Москве действуют 1517 общеобразовательных школ, 15 лицеев, 60 колледжей, 34 гимназии. Сеть дошкольных учреждений столицы составляет 2484.
Достопримечательности Москвы
Москва издавна является культурным и экономическим центром России. В настоящее время в столице расположены органы государственного управления, генеральные представительства крупнейших мировых корпораций и финансовых структур. В столице работают более сотни театров и музеев, десятки концертных залов, два цирка.
Основные московские достопримечательности:
Большой театр
Центр музыкальной культуры, один из крупнейших мировых музыкальных театров, история которого датируется 1776 годом. На сцене Большого театра выступали: Ф. Шаляпин, Г. Уланова, М. Плисецкая, В. Васильев и многие другие. В настоящий момент в труппе театра состоит более 900 человек.
Кремль
Символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Музейный комплекс Кремля включает Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церквью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, коллекции артиллерийских орудий и колоколов.
Красная площадь
Главная площадь столицы. На Красной площади расположен храм Василия Блаженного, построенный в честь победы России над Казанским ханством в 1561 году. Рядом с собором находится Лобное место - круглый каменный помост, с которого читались царские указы и совершались казни.
Храм Христа Спасителя
Религиозно-благодарственный памятник, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года. Храм был воздвигнут на добровольные пожертвования в 1837-1883 гг. по проекту архитектора К.А. Тона. В 1931 году Храм был взорван, восстановление началось в 1994 году, в 1997 году состоялись первые богослужения.
Государственная Третьяковская галерея
Национальный музей русского изобразительного искусства X-XX веков. Носит имя своего основателя - московского купца и текстильного фабриканта Павла Михайловича Третьякова.
КАК ДОЕХАТЬ?
Поезда
Краснодар - Москва
Автобусы
Собаки
Волна
Автостоп
Для того, чтобы выехать из Краснодара по направлению к Москве, используем выезд на Ростов. В сторону Ростова - два выезда. Из центральной части города лучше выйти на Ростовское шоссе (трм. 2, 5, 8 до ДК ЗИП, трл. 2, 9, 10 13 до "Авроры") и начать голосовать за кольцом. Там же, на Ростовском шоссе есть стойбище дальнобойщиков (авт. 6 от Сенного, 150 от Одесской до ост. "Старое ГАИ", или просто ехать по Ростовскому шоссе до поворота на Ейск, там есть табличка "УТЭП").
Выезд на Ростов из восточной части города. На трл. 7 не доезжаете одну остановку до аэропорта, выходите перед мостом и спускаетесь под него на объездную (дорога с Ростова на Новороссийск и Джубгу). По ростовской стороне, в сотне метров от моста, расположены две заправки, что повышает вероятность быстрого отъезда. Недостаток этого места - слишком быстрое движение, и часть машин еще принадлежит к городскому потоку (на Комсомольский микрорайон). Ближайшая нормальная позиция - пост ГАИ в конце объездной, ближе ехать не стоит.
Автомобильный маршрут до Москвы проходит через такие города, как Кореновск, Ростов-на-Дону, Верхний Мамон, Воронеж, Елец, Тулу, Серпухов, Подольск. Расстояние от Краснодара до Москвы по трассе составляет 1370 км. Примерное время в пути от 20 до 30 часов. Опыт автостопа по этому маршруту имеют Камелот, Жидкий, Сема, Тихий, Змей. Рекорд по времени пренадлежит Тихому с новороссийской девушкой, которые, пробивая ЦСКА в прошлом году, преодолели расстояние за 16 часов!