Бразилия, Италия, Германия. В бедной Бразилии каждый ребенок знает имена всех игроков. Он знает, какими людьми они стали - такие, как Пеле, допустим. Пеле из огромной бедной семьи. Все бразильские дети знают, как он вырос, как стал богатым человеком, как сейчас он помогает бедным людям, строит бесплатные школы для бедняков. это великий пример для подражания. И дети, зная это, выходят на пляж и гоняют этот мяч с утра до ночи. В связи с этим: очень интересную сцену я наблюдал в Тбилиси. Раньше мамочки водили деток - знаете, «ма-мочкины сынки» назывались эти дети - на английский, на музыку, портфели им несли. А сейчас в Тбилиси мамы водят своих сынков на площадки, мамы с утра до ночи с маленькими детьми мяч гоняют: «Давай, бей по мячу!» У них есть пример - Коладзе, которого купили за 15 миллионов долларов. А это очень большой стимул. Теперь, по-моему, даже голландцы едут в Грузию, берут шефство над грузинскими детьми: ищут детей одиннадцати-две-надцати лет, берут к себе в школу и дают образование. Наши дети учатся в их школах и там играют, мне об этом рассказали в Голландии.

Вы знаете, Голландия меня потрясла: малюсенькая страна - почему там такой футбол?! Когда я ехал по дороге, мне казалось, что это не кончается: стадион за стадионом. Смотрю направо: идет дорога и вдоль дороги стадионы, шикарные газоны, ворота и снова газон. Ворота огорожены. И так до бесконечности. Я приехал из Амстердама и подумал: «Боже мой, ну как здесь не стать футболистом!» Климатические условия тоже позволяют. Я был потрясен, когда все это увидел.

В Италии то же самое. Смотришь, допустим, после шести вечера: огромное количество ребят играют в футбол. Все играют в футбол! Огромное количество полей!

В Германии то же самое.

Это развивает детский футбол, является его стержнем.

Я считаю футбол явлением мировой культуры. Конечно, футбол - мировая культура. Футбол -высококультурная игра. Когда вижу Никиту Симоняна, всегда на сердце радость: мне кажется, что вот он - эталон высочайшей культуры поведения на поле и игры на поле. В нем сконцентрировалось все лучшее, что есть в нашем футболе. Или Стрельцов. Я не помню Стрельцова-хама на сцене («на сцене» как на поле). Мы одногодки с ним, и мне посчастливилось видеть семь или шесть игр Стрельцова, когда в 1956 году, после Олимпийских игр, мы доигрывали чемпионат Советского Союза в Тбилиси. Я видел, что он делал на поле. Я никогда не помню, чтобы он или на судью повысил голос, или на товарищей накричал, - он был культурнейший человек и на поле, и вне футбола. Это был самородок! Или Яшин. Симонян, Яшин, Сальников. много было таких футболистов высочайшей культуры! Это тоже выделяло их из общей массы. Поэтому я считаю, что футбол - это высококультурная игра.

Культура не имеет ограничений. Это, знаете, как искусство: нет предела развитию. Это и есть культура. Я думаю, что это же относится и к футбольной культуре.

Я считаю, что футбол - это народная игра. Я потому вначале и сказал: ничего лучшего не придумало человечество, лучшей игры не придумало. Это всенародная игра, и я не знаю человека, который бы не играл в футбол либо не был бы увлечен футболом. Я просто ратую за то, чтобы у нас в России сделали так, чтобы не разочаровывать и не отгонять болельщиков от стадиона.

Я согласен с тем, что футбол - самая, может быть, непредсказуемая игра, потому что даже когда играет сильный клуб против середняка, никогда не скажешь наверняка, что выиграет именно сильная команда. Возьмем сегодняшний «Реал» (Мадрид): от одних фамилий игроков можно с ума сойти (не буду называть) - а вот совсем недавно «Майорка» этих грандов довольно просто обыграла. Они хотели доказать «мы не хуже», и они это сделали. Они отдавались не на сто, а на двести процентов,