владельцев клубов и меценатов, букмекеров и воротил футбольных тотализаторов, но и многих-многих людей других профессий, которые и составляют в целом этот глобальный мир футбола.

А в эпицентре этого мира - ФУТБОЛИСТ.Человек, готовый сотворить чудо, забив победный гол. А вернее, двадцать два человека, ведущие борьбу между собой и ведомые двумя персонами -ТРЕНЕРАМИэтих двух противоборствующих футбольных команд. Людьми, способными собрать и сформировать команду, подготовить ее морально, физически, психологически к почти десяти-, а то и одиннадцатимесячной гонке в году - состязанию на износ, то есть к повседневной работе -тренировке, где осваивается футбольное ремесло. И к ИГРЕ,где должно демонстрироваться мастерство и достигаться ПОБЕДА.И то и другое делается НОГАМИ и МЯЧОМ,чего нет ни в одном другом виде спорта, ни в одной другой спортивной игре с мячом (если не считать, конечно, некоторых малоизвестных и слабо распространенных у отдельных народов Азии национальных игр или разработанной на их основе и искусственно преображенной в современный вид спорта игре под названием ножной волейбол).

Человек, играющий в мяч ногами, да не один на один, а одиннадцать на одиннадцать, команда на команду, коллективный талант против коллективного мастерства, мастерство одного тренера против мастерства другого. Противоборство двадцати четырех (а то и более) личностей, индивидуальностей, интеллектуальных способностей.

Наверное, Вы обратили внимание, уважаемый читатель, что многие из экспертов, несмотря на то, были ли они сами профессиональными футболистами или не имели вообще никакого (даже опосредованного) отношения к футболу, характеризуют его как интеллектуальный вид спорта. Ведь за доли секунды игрок должен в противоборстве, то есть в противостоянии ему соперника, а то и двух, принять самое рациональное в данной ситуации и в данный миг, единственно верное мысленное решение и нанести точный удар по воротам противника, или передать пас своему игроку, или обвести соперника.

В психологии под интеллектом как раз и понимается скорость принятия решения индивидом, так что ничего удивительного в такой характеристике футбола нет. Однако в обыденном сознании нередко под интеллектом человека понимается его образованность, начитанность, просвещенность, кругозор, то есть скорее - уровень его культуры. Не стоит путать одно с другим. Не случайно один из экспертов в своем интервью заметил: «Почему футболист должен быть еще и философом? Достаточно того, что он игрок». А игрок, даже действующий ногами в ограниченном пространстве и времени, конечно же, должен и быстро соображать, и не менее мудро действовать. Должен просчитывать эти действия на несколько ходов вперед (как шахматист, о чем тоже упоминают некоторые эксперты), предвидеть при этом действия своих коллег по команде и возможное противодействие соперников, играющих против него порой на очень высоких скоростях и, увы, далеко не всегда соблюдающих правила игры. Неслучайно современный футбол самый травмоопасный из всех видов спорта.

И здесь мы подошли к очень сложному вопросу о творчестве в футболе, то есть об индивидуальном творчестве игрока, о коллективном творчестве команды и, безусловно, о творчестве тренера. А оно многолико, включает в себя творчество педагога, психолога, режиссера, дирижера, командира - всех вместе взятых. Об этом тоже упоминают наши эксперты, говоря о классности и мудрости тренера как специалиста. Думается, лучше них не скажешь.

Так же, как вряд ли следует комментировать данные ими характеристики многих игроков и тренеров на разных этапах развития нашего отечественного и мирового футбола. Напротив, думается, в этом и прелесть этих индивидуальных оценок и индивидуальных характеристик, а порой и целых зарисовок экспертов о тех или иных игроках и тренерах различных команд и разных поколений. Ведь именно тем и ценен коллективный опрос (пусть даже небольшого количества респондентов), что он позволяет