БОМБАРДИРЫ

После 11 мячей венгра Кочиша в 54-м и 13-ти - француза Фонтэна в 58-м бомбардирские подвиги героев «забытого чемпионата» выглядят удручающе. Бьггь может, символично, но не исключено, что следует отметить изменившуюся тактику — отныне с двумя центральными защитниками* играли уже если не все, то многие, отсюда и приличное падение результативности. То ли еще будет — романтика атакующего футбола явно начала отступление. Ну и, конечно, подняли головы приверженцы теории «команды-звезды» — мол, это гораздо круче команды звезд. Единство и борьба противоположностей.

В принципе, несмотря на то, что сразу шестеро достойных футболистов забили по четыре мяча, обладатель «Золотой бутсы» чилийского чемпионата мира определен — делить ее по-братски, не стали, а бросили жребий. Бог, как говорится, вывел на правду, и победителем признали колченогого бразильского индейца Гарринчу, лучшего вне всяких сомнений игрока мундиаля. Какое вдохновение снизошло на него именно в 62-м? Во-первых, гений, а у гениев свои законы, недоступные пониманию и прогнозированию. Во-вторых... Было и во-вторых.

Великий спортсмен

не всегда великии человек

О Гарринче написано столько, в том числе и авторами этой книги, что, складывается впечатление, нечто новое изречь невозможно. Разве что по некоторым биографическим подробностям — в советское время авторы зачастую воздерживались от слишком натуралистических описаний похождений футболиста, мораль не позволяла, а то и цензура. Описана и фантастическая манера игры правого крайка, основанная на одном-единственном приеме «показал влево — ушел вправо», доведенном до совершенства (достаточно было, чтобы защитник чуть-чуть перенес вес на другую ногу!) и осложненном для восприятия инвалидностью исполнителя. В самом деле, если футбол и вправду игра парадоксальная, противоречащая устройству человеческого организма, то нет для нее лучшего символа, чем Манэ Гарринча, «Радость народа».

' — это не оговорка. В подчинившей себе все 50-е годы схеме «дубль W-М» (она же 3-2-5) два защитника считались, вообще-то, фланговыми (full-back) и только один, отвечавший за центрфорварда соперника,

— центральным. По одной из версий, наставнику сборной Бразилии Висенте Феоле идею еще одного центрального защитника подсказал тренировавший в середине 50-х «Милан» Бела Гуттманн. Впрочем, эта информация исходит от итальянцев, которые всюду любят утверждать свой приоритет — они, дескать, футбол не только изобрели (кальчо), но и в Англию его завезли (легионы Юлия Цезаря — гарпас-тум), а уж что говорить о тактике!.. Либеро — их изобретение, катеначчо — само собой, ну а попутно они и 4-2-4 (схему с двумя центральными защитниками и двумя фланговыми) предложили. Вот только зачастую автор и первооткрыватель — тот, кто успешно внедрил, а не бумажный теоретик.

Кроме того, о Феоле говорят, что он во время тренировок своей команды храпел на скамейке — мол, эти ребята и сами разберутся... Правды мы уже не узнаем.