Игра на вертикали. Анализ игры «Кубани» в матче с «Краснодаром»

7 декабря 2014

Происшедшее нарастание улыбок и чувств
напоминало рукопись композитора Франца
Листа, где на первой странице указано играть
«быстро», на второй — «очень быстро», на
третьей — «гораздо быстрее», на
четвертой -«быстро как только возможно»
и все-таки на пятой — «еще быстрее».

«Золотой телёнок» Ильф и Петров


Игра «Кубани» в последних двух матчах как будто списана с партитуры Франца Листа. Команда и ранее была нацелена на высокую скорость развития комбинаций. Но в матчах с «Торпедо» и «Краснодаром» она еще больше добавила в вертикальности построения атак, заиграв «еще быстрее». А если дополнить этот компонент искрометным контрпрессингом на половине поля соперника, когда после отбора сразу следует атака сходу, то на выходе получаем «Кубань» как самую контратакующую команду Премьер-Лиги.

Апофеозом такого футбола стал матч против принципиального соперника из родного города. Дерби! Прогнозы на спорт в таких случаях чрезвычайно затруднены. И именно с «Краснодаром» желто-зеленые довели до максимума свои самые выразительные черты. Особенно ярко сочетание встречного прессинга после потери мяча и быстрых атак после отбора на чужой половине поля проявились в первые 20 минут встречи. На этом отрезке номинальные хозяева 5 раз пробивали по воротам – и каждый раз удар был следствием контрвыпада.

Но нельзя говорить о контригре «Кубани» в отрыве от организации прессинга. Он в данном матче имел черты, характерные именной этой команде. Первое, что бросилось в глаза — это повышенное значение нейтрализации первого паса соперника.

ПРЕССИНГ

Как правило, «Краснодар» выход из обороны осуществляет передачей через центр. В таком случае между блоками обороны соперника открывается один из центрхавов (чаще Перейра) или смещением в центр предлагает себя один из вингеров (Мамаев), а Жоазиньо и Вандерсон выдвигаются в переднюю линию.

Но «Кубань» успешно противостояла таким розыгрышам за счет качественной, а главное синхронной работе опорных хавбеков. Особенно преуспел Каборе. Как только мяч выводился в центральную зону второй четверти поля, как на игрока тут же выдвигался опорный хавбек. И действовал фактически безупречно, сложно вспомнить момент, когда бы он ошибся в отборе или перехвате. (см. рис.1)

Если же передача следовала через 2 линии сразу на Вандерсона, то его преследовал и накрывал один из центральных защитников. За счет резкости в игре на опережение «Кубань» фактически лишила соперника излюбленной игры между линиями. Атакующие игроки «Краснодара» вынуждены были принимать мяч в борьбе, а выиграть ее у более атлетичных кубанцев у них шансов было мало.

КОНТРАТАКИ

Как следствие, номинальные гости часто теряли мяч при выходе в атаку. А «Кубань» в таких случаях сразу старалась организовать атаку сходу, используя ошибки в перестроениях соперника. Показательна в этом роде первая атака хозяев с ударом по воротам. После овладевания мячом партнерами Петров сделал рывок по флангу, оставил свободной свою зону. И стоило Каборе протолкнуть мяч на Попова, как тот продолжил комбинацию на Букура, открывающегося в зоне правого защитника «Краснодара». (см. рис.2)


Прим.: Здесь и далее все картинки кликабельные. Чтобы увеличить — кликните на них мышью.

Рис. 1 Рис. 2
Рис. 1 Рис. 2

После отбора на своей половине поля атаки также развивались достаточно быстро, в них редко было более трех-четырех передач с момента начала комбинации.

ПОПОВ

В контексте построения быстрых атак просто необходимо выделить действия Попова — ключевого действующего лица контригры (пожалуй, и всей атакующей игры) «Кубани». В данном матче неожиданно он получил слишком много свободного пространства. И это удивляет тем, что, судя по расстановке игроков соперника, атакующий хав его иметь должен не был. Если наложить схемы команд друг на друга, то становиться заметным, что по позиции за Попова обязан был отвечать Газинский. Игрок достаточно квалифицированный, кандидат в сборную России. Именно Газинский должен был закрывать пространство между линиями, которое так любит использовать Ивелин.

Но на удивление, Газинский регулярно «бросал» своего визави и работал по своей схеме. Вместе с партнерами он периодически выдвигался в прессинг при выходе «Кубани» в атаку, оставляя оппонента за спиной. (см. рис.3)

В таком случае быстрая атака «Кубани» получала развитие через вертикальный пас с последующей доставкой мяча на Попова. Нередко использовался прием с длинной передачей, благо в верховой борьбе на стороне хозяев был подавляющий перевес. А сразу после скидки мяч доставлялся на Попова, который переводил атаку в фазу обострения или сам завершал ее. Как видно из фото вверху, Газинский в момент доставки мяча на Попова располагается в десятке метров выше. (см. рис.4)


Рис. 3 Рис. 4
Рис. 3 Рис. 4

Кроме того, лидер атак «Кубани» сам нередко развивал быструю атаку скоростным ведением. Чисто визуально он был самым подвижным среди всех игроков своей команды, при том что большую часть беговой работы выполнял на высоких или очень высоких скоростях.

Ответный гол команды – это во многом заслуга Попова. Он подобрал мяч после неточного паса Мамаева в метрах 15 от центральной линии, после чего на ведении совершил проход практически до штрафной соперника. По ходу движения он ушел от подката Калешина и легко опередил Газинского. Конечно, ляп Гранквиста и удар Букура легли в ряд событий в цепи возникновения гола. Но главным звеном в его сюжете, конечно же, стал рывок с мячом Попова. Именно его отыгрыш Калешина в центре поля создал необходимое пространство для Букура на фланге. (см. рис.5)

БУКУР

На второе место по значимости для атаки «Кубани» в данном матче следует поставить Букура. Неувядающий румынский хавбек в данном матче отчетливо продемонстрировал свои сильные стороны. Первое – это высокая скорость — как стартовая, так и дистанционная. По числу рывков и дистанции на них он если и уступил Попову, то незначительно. Игрок на скорости отметился качественной работой с мячом, неоднократно за счет обводки улучшал свою позицию перед ударом по воротам.

Это сильное качество достаточно успешно использовал Кучук в построении командной игры. Так, Букур регулярно смещался в центральную зону, формируя с Бальде этакий сдвоенный центр. Форвард принимал мяч спиной к воротам и сбрасывал его за спину выдвигающемуся за ним защитнику. А Букур совершал рывок в свободную зону по центру, завершая его ударом. (см. рис.6 и 7)


Рис. 5 Рис. 6
Рис. 5 Рис. 6

И что еще следует отметить, пробивал как с левой, так и с правой ноги. Всего Букур нанес 6 ударов (один заблокированный), разделив их между ногами поровну – по три. Будучи правшой, игрок все три удара левой ногой нанес акцентировано и зряче, гол забил также, технично положив мяч в угол левой.

УДАРЫ

Казалось бы, при таких дифирамбах в адрес самых бьющих игроков хозяев они должны были побеждать в разницей в несколько мячей. Но сила игроков была нивелирована одной весомой слабостью. В завершающей стадии и Попов, и Букур редко попадали по воротам из выгодных ситуаций. Судите сами, на двоих игроки нанесли 10 ударов (из 15 общекомандных), при этом в створ пришлось лишь 3 из них. У Попова статистика получше – 2 из 4 (но оба удара в створ угрозы воротам не несли), у Букура – 6 ударов, 1 заблокированный, 4 мимо, 1 в створ и голевой.

Более того, подобный недуг выстрелов мимо створа поразил и Бальде, игрока, наиболее выдвинутого вперед. Он также оба свои удара направил мимо створа. У форварда была прекрасная возможность после паса Мельгарехо одним касанием повернуть исход матча в свою пользу и повергнуть большую часть зрителей в экстаз… но он промахнулся. (см. рис.8)


Рис. 7 Рис. 8
Рис. 7 Рис. 8

И в этом уже есть некоторая закономерность. С приходом нового-старого тренера сразу на спад пошла точность ударов футболистов. Простая арифметика, в последних трех матчах команда 36 раз пробивала по воротам соперников. Но лишь 9 раз мяч шел в створ ворот, а это жалкие 25% точности. Нет, при Гончаренко команда также ею не блистала, но там планка приемлемости в 30% преодолевалась.

И в этом видится причина спада результативности без потери ударной активности. В чем же она? Как мне кажется, загадка кроется в возросших скоростях команды. Футболисты стараются действовать настолько быстро, что уже сами не поспевают за своей игрой. Их индивидуальное мастерство не дотягивает до предложенного темпа. То есть в ключевой момент футболистам не хватает того мгновения на принятие и подготовку решения, которое отличает игрока добротного от игрока ТОП-уровня. На выходе град ударов, часть из которых поспешная и неподготовленная.

СТАНДАРТЫ

Но вернемся к самому матчу. Кроме неточности в завершении команду подвел еще один фактор – реализация стандартных положений. Глядя на состав «Краснодара» становилось очевидным, что в верховой борьбе они имеют мизерные шансы в противостоянии с кубанцами. Потеряв Енжейчика, гости остались лишь с трио «больших», к коим кроме центральных защитников можно было отнести Газинского. Выше 180 в команде игроков больше не было.

Подач также было достаточно, гости трижды фолили у своей штрафной и 5 раз выбивали мяч на угловой. Ожидаемо, практически каждая подача несла весомую угрозу воротам «Краснодара». Превосходно проявил себя Бальде, трижды выигрывая верховую борьбу у Гранквиста и Мартыновича (форвард и в игровых ситуациях часто их переигрывал вверху). Но всякий раз его скидка следовала на своего центрального защитника, который беззастенчиво забегал в офсайд. На выходе из 8 навесов ни один не привел к удару по воротам без нарушения правил.

В свою очередь, соперник дважды опасно навешивал в штрафную площадь «Кубани» со стандартов. И как в матче со «Спартаком» острота у ворот возникала в тех случаях, когда мяч адресовался на дальнюю штангу. На 36-минуте лишь правильная позиция Беленова да мягкотелость Гранквиста спасли команду от гола. В момент розыгрыша удивила аморфность центральных защитников «Кубани», которые выступили в роли статистов. Примечательно, что в момент передачи вблизи ворот соотношение игроков 6 к 3. И тем не мене двое из соперников сумели выиграть свои единоборства. (см. рис.9)

ОБОРОНА

И раз уж зашла речь о защите своих ворот, самое время перейти к обороне.

О контрпресинге сразу после потери мяча было сказано в самом начале. Первоочередная задача команды была сорвать атаку в ее зародыше. Если этого не удавалось сделать, использовалась тактика мелкого фола. Этот прием давно облюбовала «Кубань», как-то незаметно став самой фолящей командой Премьер-лиги. Все логично, стоит ошибиться при выпаде в отбор одному из защитников, как у соперника возникает слишком много пространства в атаке. Ведь за линией мяча останутся два опорника и как минимум пара защитников. Поэтому фол – как спасение.

Обычно «Кубань» применяет высокий командный прессинг. Но в игре с «Краснодаром» в случае неудачи в отборе сразу после потери команда отходила к своей штрафной и начинала борьбу за мяч лишь за центральной линией. Как кажется, этим самым хозяева пытались лишить «Краснодар» так любимой игры в короткий пас низом.

Еще одним способом противостояния комбинационной игре «Краснодара» стала высочайшая горизонтальная компактность «Кубани». Все игроки команды периодически занимали узкий участок в 25-30 метров, передвигая это узкое построение по ширине поля в зависимости от игровой ситуации. (см. рис.10)


Рис. 9 Рис. 10
Рис. 9 Рис. 10

Чаще всего узким фронтом команда прижималась к правому флангу. Справа команда сама атаковала чаще, и «Краснодар» все больше комбинировал на этом участке поля. Зачастую практически все игроки обеих команд располагались на одной половине поля. (см. рис.11)

«Кубани» это было на руку. Именно на правом фланге у нее наиболее отлажено работает зонный прессинг. В значительной степени это заслуга Ещенко, который редко завершает матч без 7-8 попыток отбора. Но здесь коса нашла на камень. «Краснодар» сумел, пусть и эпизодически, наладить выход из-под прессинга. И в таких случаях получал столь требуемое пространство для развития атаки. Именно быстрая смена фланга на 21-й минуте позволила вывести Петрова на оголенный противоположный край штрафной. (см. рис.12)


Рис. 11 Рис. 12
Рис. 11 Рис. 12

Для завершения также разумно была выбрана уязвимая зона между защитниками и опорными хавбеками «Кубани». Учитывая, что Тлисов остался на фланге, а Каборе поднялся слишком высоко, закрывать ее было некому. Игнатьев не в счет. (см. рис.13)

Вот так сила обернулась слабостью. И, стоит заметить, уже не в первый раз. В матче с «Торпедо» порвался также правый фланг обороны, когда соперники за счет смещения Салугина на фланг отыграли Ещенко передачей по вертикали.

«Краснодар» также несколько раз проникал глубоко во фланг слева. Но подавать в штрафную отказывался, понимая всю бесперспективность таких попыток. В таких случаях мяч чаще переводился на ближний угол штрафной, что приводило к потерям.

Более опасными были атаки «Краснодара» через центр. В таком случае Вандерсон и Жоазиньо использовали преимущество в скорости над Шандао и Армашем. Используя разнонаправленные открывания, дважды на ударную позицию несколько раз выводился Вандерсон. (см. рис.14)


Рис. 13 Рис. 14
Рис. 13 Рис. 14

Хотя Перейру и стерег Тлисов, но раз за разом он или Жоазиньо выходили на позицию для паса между линиями. А тогда лови Вандерсона. Благо спасал Беленов, да и сам бразилец неаккуратно следил за линией офсайда.

Как и в случае с атакой, в обороне также прослеживается одна общая тенденция последних матчей. Соперники мало бьют по воротам, но удары в большем числе своем наносятся с близкого расстояния и несут опасность. Так было с «Торпедо», повторилось все с «Краснодаром». На двоих эти команды 15 раз пробивали по воротам и 10 раз — из пределов штрафной «Кубани».

Высокий прессинг сдерживает соперника. Но стоит порваться одному звену, как открываются уязвимые места. Все-таки для такой агрессивной манеры игры в отборе и высокой линии защиты требуются более быстрые защитники и страхующий их вратарь. А так команда вроде выглядит более агрессивной в атаке и визуально ближе к победе. Но по действительно острым моментам уступает сопернику.

ВЫВОДЫ

Если сопоставить оба вывода по игре «Кубани» по данному матчу и не только, то имеем команду с отчетливыми очертаниями. Уже фирменными стали: многообразие применяемых видов прессинга, атака соперника в момент приема мяча, активная контригра, вертикальный выход в атаку, упор на правый фланг атаки, атакующая роль фланговых защитников, отменная физическая готовность и высокий уровень мотивации и т.д. Но столь же явно проступают и недостатки: уязвимость обороны при смене соперником зоны атаки, ошибки при перестроении, медлительность центральных защитников, оборона малыми силами в контригре, зависимость от лидеров, невысокая точность в завершении… К этому нужно прибавить короткую скамейку, укороченную дисквалификациями на следующий матч Каборе и Ещенко.

Жаль, что остался только один матч в текущем календарном году. Наблюдать за «Кубанью» сейчас уж точно не скучно. И спаренные туры донельзя ужимают дедлайн. Так была бы надежда на то, что Леонид Станиславович сумеет в ходе тренировочного процесса включит ускоренный механизм принятия решений в атаке и отладит слабые звенья в обороне. А может, уже отладил? Поживем – увидим…

Впереди – чемпион!*

*Статья написана до матча «Кубань» — ЦСКА

Max Well, специально для GreenMile.ru




КОММЕНТАРИИ




Комментарии
Блин, кто мне скажет причину бана????
Спасибо-отличный профессиональный разбор!)
Спасибо-отличный профессиональный разбор!)
Нармальна читается! Ждём ещё! ))
А так - спасибо, если чё!:)))
Много букф, тяжело читается.
Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии