В канун Нового Года, старейшая группа болельщиков «Кубани» ВКонтакте организовала встречу с защитником главной команды края, одним из ветеранов нашего клуба, Игорем АРМАШЕМ. Присутствовали на этих «посиделках» и представители сайта Greenmile.ru.
Игорь, спасибо, что согласился пообщаться с болельщиками и первый вопрос: Как идет восстановление после травмы?
– Спасибо, что пригласили. Восстановление идет по плану. Побывал я в клинике, в которой мне делали операцию – восстанавливаюсь по графику.
– Первая часть сезона получилась скомканной. Как сам оцениваешь выступление команды в осенней части?
– Я считаю, что первая часть получилась неудачной для «Кубани». И я это понимаю, и все вокруг это понимают. Но, пока у нас есть математические шансы, я верю, что мы будем бороться за выход в премьер-лигу.
– Что не получилось у Дана Петреску? Почему те надежды, которые связывали с ним, не оправдались?
– В первых матчах было большое невезение. Несколько раз получилось так, что соперник или сравнивал на последних минутах или врывал победу. И этот психологический момент давил на команду. Возможно, что Петреску где-то не сумел настроить команду. Это, наверное, и не получилось у Дана. И еще заметил такой момент, что возвращение у тренеров в «Кубань» не получаются. Так было и с Леонидом Станиславовичем (Кучуком), так и с Петреску.
– На твой взгляд, какой матч (или матчи) можно занести команде в плюс, а какие в минус?
– Лучший, наверное, со «Спартаком». Очень хорошо выглядела команда, и добились крупной победы. А худшие… Таких много было, все, которые мы не выиграли и разочаровали болельщиков.
– Пришел новый тренер, Калешин. Начал, вроде неплохо, но затем команда снова забуксовала. Что произошло?
– Я хочу сказать, что руководство сделало правильный шаг, продлив с ним контракт. Мне кажется, если Евгению Игоревичу дать время, то он сможет добиться хорошего результата. Неудачную концовку можно связать с дальними выездами – очень сложные игры были, тяжело входить на поле после изматывающих перелетов. А о чем-то другом говорить мне сложно. После травмы я работал по индивидуальному плану, не присутствовал на общекомандных занятиях.
– Какую роль в команде выполняет Николай Южанин?
– Мне сложно об этом судить, поскольку во время командных тренировок – я работаю в тренажерном зале и с ребятами мы встречаемся, в основном, в бассейне. Я очень редко видел тренировочный процесс и не могу по этому поводу ничего сказать.
– Дан, когда уезжал, сказал, что за 4 месяца не нашел абсолютно никакого взаимодействия и понимания со стороны клубного руководства. На твой взгляд, с чем это связано и было ли это заметно при работе?
– Я не замечал. Знаю, что какие-то проблемы были и начались они еще с самого начала, когда Дан только подписывал контракт и приступал к работе. Но, лично на мне и на команде эти вещи никак не отражались.
– Весь стадион видел его жест в сторону VIP-ложи стадиона, буквально за неделю до его отставки.
– Ну, раз такое было, то здесь и комментировать нечего.
– Известно, что ряд игроков направил претензии на КДК РФС.
– Да. Но, я надеюсь, что с приходом нового инвестора, ситуация разрешится.
– В нашем клубе заявление в КДК фактически означает окончание карьеры в «Кубани».
– Заявление в этот орган – это нормальная ситуация, когда игрок хочет получить то, что ему полагается.
– Не опасаешься повторения ситуации с Женей Фроловым, который из-за жалобы попал в опалу?
– Я хочу получить свои честно заработанные деньги, которые я зарабатываю, в том числе и своим здоровьем. Мы разговаривали с клубом. У меня контракт до конца сезона и уходить я не планирую. Я всегда говорил, что готов завершить карьеру в «Кубани» и остаться работать в клубе. Я связываю свою жизнь с Краснодаром, я нашел здесь свою вторую половинку, у нас родилась прекрасная дочь. С другой стороны, я не хочу быть обузой для клуба, и если там решат, что нам не по пути, то пожмём друг другу руки. Слова плохого в адрес клуба я не никогда не скажу.
– Говорить о завершении карьер, конечно, преждевременно. Но, если заглянуть в будущее, чем планируешь заниматься?
– Карьеру я завершу только по состоянию здоровья. Пока же есть возможность играть – буду играть. Я уже сказал, что с удовольствием остался бы работать в структуре клуба, если мне это предложат. И практически, на 100 процентов уверен, что останусь жить в Краснодаре. Меня здесь устраивает абсолютно всё. «Кубань» для меня приоритетный вариант в дальнейшей работе.
– А если ФК «Краснодар» предложит должность?
– Я неоднократно говорил, что я очень уважаю то, что делает Галицкий для развития футбола, для детей, но в «Краснодар» я никогда в жизни не перейду.
– Джиджел Букур тоже говорил, что готов остаться работать в «Кубани», но предложений не дождался. Поддерживаешь с ним связь? Чем он занимается?
– Он продолжает играть с ветеранами, теми ребятами, которые недавно закончили карьеру. Джиджел всегда очень ответственно относился к режиму, и это позволило ему сохранить хорошую форму.
– Есть ли в команде любители погулять? По ночным клубам, например.
– Ночные клубы работают по пятницам и субботам, а у нас эти дни предыгровые, карантин. Поэтому, походы по клубам исключены.
– Команда находится в отпуске, но некоторые ребята остались в Краснодаре. С кем-нибудь сейчас встречаешься, тренируетесь вместе?
– Когда команда ушла в отпуск, я улетел в Италию в клинику, где меня оперировали. Всем игрокам составлен план индивидуальной подготовки, начиная с 17-го числа. И на удивление, очень много ребят приходят тренироваться вместе со мной и Евгением Гапоном, который также восстанавливается после травмы. Рома Бугаев, Обухов, Фролов, Женя Помазан приходят и мы работаем вместе.
– Как проводит отпуск Игорь Армаш?
– Из-за травмы все перевернулось на 180 градусов. Планировал полететь в Молдавию к родным, но пришлось отказаться от перелетов, поскольку они не желательны при восстановлении. В результате, моя мама приезжала сама, провела в Краснодаре неделю.
– Новый Год встретишь в кругу семьи или будет кто-нибудь из команды?
– Рома Бугаев, скорее всего, зайдет.
– Погодные условия осенью оставляют желать лучшего. Что ты думаешь в этой связи с системой «осень-весна»?
– Мы играли с «Тосно» 15 ноября. Чтобы поменялось, если бы была «весна-осень»? Также играли 15-го ноября. Другое дело, что надо что-то делать для болельщиков, чтобы им создать комфорт. Чай раздавать, пледы… Наверное, надо принудительно составлять календарь, чтобы в это время матчи проводить в южных городах.
– Есть ли у тебя противопоказания (в связи с травмой) для игр на искусственном газоне?
– Нет. Многим с аналогичным повреждениям не рекомендуют играть на искусственных полях, но у меня такого нет.
– А как ты относишься к игре в манежах?
– Я играл только один раз в Тирасполе. У нас в премьер-лиге только в Екатеринбурге манеж. Ребята говорят, что тяжело играть. Это совсем другой футбол.
– Министр спорта, между тем, требует строить манежи.
– Опять же, это делается для комфорта зрителей, но играть в них тяжело.
– Если вернуться назад, к финалу кубка в Астрахани. Кучук недавно сказал, что в финале было много неспортивного. Как прокомментируешь?
– Может он имел в виду судейство? Забили из офсайда. Станиславович после игры критиковал судей. Он после матча всем пожал руки, сказал, что к нам нет никаких претензий, в отличие от судейской бригады.
– На тот момент уже знали, что он уходит?
– Нет, не знали.
– Следишь ли ты за другими видами спорта? Посещаешь ли другие спортивные мероприятия?
– Я слежу за всеми спортсменами с российским паспортом. Очень нравится хоккей, биатлон. Со мной недавно, кстати, произошел забавный случай. Два года назад я ездил на «Кубок Первого канала» в Сочи. И в этом году тоже увидел, что будет «Кубок Первого канала», решили с женой съездить посмотреть. Забронировали отель в Адлере, купили билеты на «Ласточку»…а потом смотрю на билеты на хоккей, а там написано: «ВТБ Арена» Москва. Оказалось, что перенесли в Москву.
– Тебя неоднократно видели и на баскетболе.
– Я бываю на баскетболе, но хоккей смотреть вживую мне нравится намного больше. Нереальное впечатление. Особенно, когда дворец заполнен. Я надеюсь, что и у нас будет такое же, как 4 года назад, когда 17 тысяч на стадионе – это считалось мало. В этом виноваты в первую очередь мы сами. Игроки, которые должны показывать результат. Уверен, что будет хороший результат – придут и болельщики.
– От лиги тоже зависит.
– А в 2010-м, вспомните. Сколько людей ходило, а играли тоже в первом дивизионе. Может и игра у нас не самая зрелищная была, но давали результат и зрители шли.
– Сосед влияет на посещаемость матчей «Кубани»?
– Если б мы сами давали результат, то никакой сосед бы не повлиял на количество зрителей.
– Какой самый памятный матч для тебя за время, проведенное в «Кубани»?
– Все дерби. Отлично помню, как матчи проходили, как мы забивали. С «Анжи» игра, когда Джиджел забил. Еще матч с «Анжи», когда Попов забил, и мы в Лигу Европы вышли. Такие матчи запоминаются.
– На твой взгляд, стоит ли молодым футболистам ехать за рубеж, пусть даже не в великие страны, чтобы играть? Как, например, Каратаев, Панюков.
– Надо ехать. Чемпионат Европы показал, что там все делается на абсолютно других скоростях. Сборная России чего добилась? Случайной ничьей с Англией, когда Березуцкий забил на последней минуте. Мне кажется, что очень хорошо, что названные вами игроки поехали в Европу – это позволит им развиваться.
– Но, в сборную их все равно не вызывают. И другой пример: Крицюк, игравший в Португалии и сейчас приехавший в Россию. Это шаг вперед или наоборот?
– Если бы он перешел в «Порту», то это был бы однозначно шаг вперед. А так, мне сложно судить. Может, решил вернуться домой, а может денежный вопрос повлиял. В Европе очень тяжело русским – там совсем другой менталитет и совсем другие деньги. Я считаю, правильной идею ввести для молодых игроков потолок зарплат. Паспорт очень многое значит в России. Игрок, который имеет российское гражданство никуда не поедет, потому что ему здесь пообещают уже в юном возрасте 20 тысяч долларов. Зачем ему ехать в Европу на 2 тысячи?
– У нас было два молдавских вратаря в «Кубани» Кошелев и Стас Намашко. Один поехал домой в «Шериф», второй колесить по Европе – Азербайджан, Греция… Кто из них больше выгадал в футбольном плане?
– Стасу – 30 лет, Лёше – 20. Кошелев приехал в лучший клуб страны, который постоянно играет в Лиге Чемпионов, Лиге Европы. Там шикарная инфраструктура. Я, считаю, что это правильный выбор.
– Как нам приблизиться к Европе?
– Надо создавать атмосферу на стадионах. Чтобы игроки чувствовали, как их гонят вперед, тогда ноги сами бегут. А у нас получается, что играем в минус 17 при пустых трибунах. Помните случай был, когда «Уфа» вышла в премьер-лигу, а им дома играть запретили. Мы играли в пятницу в Перми – такое впечатление, что мы играли контрольный матч. 200 человек на трибунах, которые, похоже, просто мимо шли. Как вы хотите, чтобы было развитие футбола и отдача футболистов? Для кого они играют?
– Стоит ли отменять лимит на легионеров в России?
– Как иностранец я могу сказать, что надо отменять лимит, чтоб у меня появилось больше шансов. А вообще, я считаю несправедливым, что более классный игрок с нероссийским гражданством сидит на лавке, а игрок уровнем ниже, но россиянин выходит на поле. Это неправильно. Сейчас получается, что говорят: вот купили игрока, он, конечно, так себе, но у него российский паспорт.
– Ты со многими поиграл в связке в центре обороны. С кем было наилучшее взаимопонимание, и с кем наиболее уверенно чувствовал из вратарей?
– С Сашей Беленовым, однозначно. Он никогда не истерил. Всегда своевременно подсказывал, очень комфортно себя с ним чувствовал. С Шандао очень хорошее взаимодействие было. Раньше, в первой лиге с Витей Головатенко.
– У тебя были взлеты и падения за время игры в «Кубани». Было время, когда ты не попадал в состав. Что тебя заставляло оставаться в клубе?
– Я три раза переподписывал контракт. И, считаю, что было бы некорректно по отношению к клубу, которое мне много дал, уходить при первых трудностях. Я не обижаюсь на тренеров, которые не ставили меня в основу, считая, что я хуже другого игрока. Ни один тренер в мире не будет ставить в основу футболиста, который по каким-то причинам уступает своему партнеру. Тут не может быть никаких обид.
– Кого ты считаешь лучшим центральным защитником мира?
– Мне очень нравится Тиагу Сильва. Мне нравится Маскерано, который несмотря на невысокий рост, часто выигрывает верховые единоборства, благодаря опыту и правильному выбору позиции.
– Матч в Химках, печально памятный. Когда Дан перешел на игру в 3 защитника, почему появились такие катастрофические дыры, когда Армаш фактически в одиночестве оставался в центре обороны?
– Мы впервые вышли играть в три центральных защитника. Дан при счете 0:1 решил поменять, чтобы фланги (Гапон и Зотов) играли выше, оказывая давление на соперника. Бендзь в итоге стал левым защитником, а Азат – правым. Это очень непросто играть в три защитника. У Бердыева в Ростове получается, а у нас не получилось. Это очень хорошая схема, но ее надо долго отрабатывать. При ней каждый должен очень четко знать и понимать, что делать. А когда перестраиваешься с двух на трех – это тяжело, тем более, во время матча.
– «Ростов» – это феномен Бердыева?
– Абсолютно.
– Смог бы Бердыев работать в реалиях кубанского футбола?
– Почему бы и нет.
– Твои новогодние пожелания нашим болельщикам.
– Всего наилучшего. Крепкого-крепкого здоровья. Я столкнулся с проблемой здоровья и прежде всего, желаю именно этого компонента в жизни. 2016-й год был очень плохим в плане показателей футбольных и я, желаю и надеюсь, что в 2017-м всё изменится к лучшему.
Что ещё почитать:
Настоящий «Вулкан»