Прощальное интервью Спартака ГОГНИЕВА. Часть II

23 июня 2017

Прежде чем покинуть Краснодар, лучший бомбардир «Кубани» сезона-2016/2017 пообщался с корреспондентом Greenmile.ru. Беседа получилась довольно долгой и обстоятельной, потому при публикации мы решили разбить её на две части. Сегодня представляем Вашему вниманию вторую, заключительную часть интервью.


Спартак ГОГНИЕВ: Если «Кубань» будет бороться за выход в ПЛ, то это будет подвиг

Гогниев Спартак- С кем из партнёров по «Кубани» больше всего сдружился за этот год? Какие впечатления об игроках «Кубани», и какова на данный момент общая атмосфера в клубе?
— Общая атмосфера сейчас замечательная. Коллектив сплотился, у нас, я считаю, великолепный тренер — потому что даже с теми проблемами, которые сейчас есть в «Кубани», он сумел сплотить ребят. Я думаю, что эта команда может добиться хороших результатов. В общем, я со всеми общаюсь. Хочется, конечно, выделить Коновалова. Он очень серьёзно прибавляет, видно, как он тренируется на поле, видно, что он хочет вырасти в большого футболиста. Пономарёва также хотелось бы отметить, потому что он тоже старается, тоже усиленно работает над собой, и я считаю, что именно на молодых надо делать ставку. Молодость — это наше всё! Я думаю, что в ближайшие годы именно эти ребята станут лидерами.

- С кем из уже бывших коллег будешь поддерживать связь?
— У меня со всеми тёплые отношения, так что и связь буду поддерживать со всеми. Ещё раз говорю: коллектив собран очень хороший. Конечно, каждый футбольный клуб должен усиливаться. И «Кубани» нужно приводить как хороших нападающих, так и других игроков, чтобы была хорошая, здоровая конкуренция. Чтобы уровень футбольного клуба «Кубань» постоянно рос. Нет такой команды, которая бы не усиливалась. Поэтому я думаю, пока у «Кубани» не пройдёт эта чёрная финансовая полоса, ей надо делать ставку на свою молодёжь. И сейчас какого-то результата от «Кубани» лучше не требовать. Если, конечно, не будет качественного усиления. Потому что люди не могут прыгнуть выше головы. Они могут сыграть на морально-волевых три игры, пять игр, но не 38.

- Сейчас возник новый клуб — московский «Арарат», который собирает довольно известных в прошлом футболистов. Тех, которые находятся на грани завершения карьеры. Если вдруг тебе поступит предложение из клуба второй лиги, примешь его?
— Я не зарекаюсь на счёт своего будущего. Я люблю играть в футбол, мне нужен футбол, и даже когда я закончу карьеру профессионального игрока, я всё равно буду играть в футбол на любительском уровне. Футбол — это моя жизнь! Я играю с 7 лет я, почти 30 лет уже. Полагаю, это о многом говорит. Поэтому я никогда не зарекаюсь и не гадаю, где буду. Единственно, могу точно сказать, где не буду – это условный Владивосток. А Москва — это рядом. И всё равно, я считаю, что уж на уровне ФНЛ я могу играть и приносить большую пользу.

- А насколько для тебя будет актуальным предложение, если оно подразумевает понижение в классе до ПФЛ?
— Вы знаете, в чём дело, иногда надо сделать шаг назад, что бы потом сделать два вперёд. Я это по своей футбольной жизни много раз видел. В «КАМАЗ» уходил из премьер-лиги, как раз из «Кубани». Я в «КАМАЗе» пробыл 3 года и это было замечательное время. Абсолютно не жалею, что я туда перешёл, хотя особо больших денег в «КАМАЗе» тогда не было. Потом с «Краснодара», который играл, опять же, в премьер-лиге, я уходил в «Урал», который был в ФНЛ. Тоже шаг назад. Но потом «Урал» вышел в премьер-лигу и я опять играл на высшем уровне. Тоже самое, приходя в «Кубань», я думал, что я сделаю шаг назад, чтобы снова сделать шаг вперёд. Потому что я знал, какие задачи ставятся перед клубом, и я хотел их выполнить. Но в этом году, к сожалению, этого сделать не получилось. По каким причинам — вы и сами знаете. Поэтому я и говорю, что никогда не загадываю наперёд. Что оно там будет — никому не известно. Но моё мнение: надо всегда ставить перед собой большие задачи. Во главе угла должна стоять спортивная составляющая, и лишь потом финансовая. Если серьёзные цели не стоят перед футболистом, то как он может стремиться к чему-то большому? Посему, я не осуждаю тех футболистов, которые пошли в «Арарат». Это их выбор, это их жизнь, и они этот выбор сделали. Наверное, как-то их заинтересовали поступить именно так. Что до меня, то если я не буду соответствовать хотя бы уровню ФНЛ, то мне надо уходить во второй дивизион. А если мне будет тяжело и во втором дивизионе, то тогда надо будет заканчивать с карьерой игрока.

- Если в перспективе тебе предложат стать футбольным функционером, как воспримешь это предложение, и какая должность тебе будет ближе?
— Я с удовольствием это рассмотрел бы. Мне всегда хотелось поработать в данной области. И уже сейчас знаю, что однозначно не денежная составляющая будет определять мой выбор, если поступит подобное предложение. Потому, что это интересно! Это новый ракурс, где я смогу себя проявить. Ибо тут ты уже в ответе не за Спартака Гогниева, как за игрока, а в ответе за то, что ты можешь сделать, какую пользу принести клубу, в котором работаешь. Я только «за».

- А какое направление футбольной деятельности тебе ближе?
— Я сейчас учусь в высшей школе тренеров на тренерскую категорию «А». Поэтому у меня этот год очень плодотворный. Я учусь, занимаюсь, и кто его знает, может быть, через 2-3 года увидите уже Гогниева — тренера с категорией «PRO». Поэтому я не знаю, что будет, но хочется учиться, хочется понять инфраструктуру тренерской жизни. Просто, вот, некоторые тренеры, приходя в клуб, начинают делать вещи, которые просто необъяснимы. Сейчас мало независимых тренеров. Зато очень много таких, на которых влияет масса вещей — от агентов игроков и президентов клубов до прочих нюансов. Это очень плохо, потому что рост футболистов и футбольного клуба идёт тогда, когда, во-первых, тренер хороший, а во-вторых, когда он сам себе хозяин. Когда от него всё зависит. Когда вокруг него не создаётся кольцо из агентов, отрабатывающих деньги.

- Спартак, а как ты как раз смотришь на такое явление в как футбольные агенты?
— Агенты нужны, но они нужны хорошие. У нас много агентов, которые просто отрабатывают свои деньги. Не зарабатывают, а именно отрабатывают. Агент в моём понимании, это тот человек, который думает в первую очередь о футболисте, о его обеспечении. И который делает всё, чтобы футболист чувствовал себя комфортно. Это главное. А потом только зарабатывает свои деньги. У нас же большинство агентов, к сожалению, занимаются в основном только зарабатыванием денег себе любимому. Во вторую очередь они, может быть, подумают об игроке. А в третью поделятся с кем-то, чтобы не было потом у самих же проблем. Вот такие агенты нам не нужны! А хорошие агенты — почему нет? Я только «за». Потому что агент — это посредник между клубом и футболистом. Игроку не надо разговаривать за какие-то проблемы с руководителями клуба. За него это всё должен делать агент.

- Вокруг «Кубани» всегда ходило много слухов, наша команда всегда была бОльшим поставщиком разных околофутбольных сплетен, чем любой московский топ-клуб. И львиная их доля была связана с весьма одиозной личностью по фамилии Селюк. Как ты относишься с позиции человека футбольного к данному товарищу?
— Я не могу его обсуждать, так как я его не знаю. Я в курсе, что он агент, но никаких дел с этим человеком никогда не имел.

- Спартак, ты говорил, что купил квартиру в Краснодаре ещё при своём первом приходе в «Кубань». Насколько часто ты в будущем планируешь приезжать в Краснодар?
— Уверен, что буду частым гостем у вас. Мне ваш город очень нравится, он и моим скоро станет (смеётся). Здесь тепло, рядом море, отличные продукты. Просто на данный момент у меня дети учатся в Москве в спортивной школе «Строгино», и надо помочь жене, ибо она не справляется — ей очень тяжело. Детей нужно возить на тренировки, а Москва — это всё-таки большой мегаполис со своим движением, со своим ритмом жизни. Поэтому из-за учёбы детей нет пока возможности часто к вам приезжать. Но я сторонник того, чтобы сода приезжать почаще и оставаться подольше.

- Опять же, если говорить о возможных перспективах, ты сказал, что учишься на тренера. А если предложат попробовать, скажем, быть не агентом, а скаутом?
— Ещё раз говорю: с удовольствием. Мне это интересно. Другой вопрос, что нет предложений. Я считаю, что багаж футбольных знаний у меня очень большой. И если я смотрю на футболиста, то я сразу вижу его возможный потенциал. Мне это было бы очень интересно — найти такого футболиста, чтобы он потом заиграл в сборной России и говорил всем, что это Спартак Гогниев дал ему путёвку в большой футбол (смеётся). — А как ты думаешь, какой из клубов мог бы предложить тебе подобную работу? — Даже не знаю (задумался)… B «Урал» может предложить, и «Кубань», и ЦСКА. Много кто может по факту. Но предложат или нет — вот в чём вопрос. Возможно, эти места заняты. Я думаю, что если будут вакансии, и во мне будут нуждаться, то позвонят…

- В случае, если ты станешь тренером, кого хотел бы тренировать — взрослых игроков или молодёжь?
— Я думаю, взрослых. Потому, что детей тренировать очень тяжело. В плане психологии, ментальности, других игровых компонентов. Дети — это гораздо бОльшая ответственность. Мне тяжело будет сразу начать с детей. Их очень тяжело тренировать. На самом деле, нужно снять шляпу перед детскими тренерами. Они делают эту очень нелёгкую работу зачастую практически бесплатно. Потому, что больших денег в детском спорте, к сожалению, нет. А те, кто этим занимаются, можно сказать, работаю по призванию. Ведь до 14-ти лет как раз закладываются основные базовые футбольные знания.

- То есть, можно однозначно сказать, что твоё будущее сложится в футбольной области?
— Не факт! В футболе очень много тёмных сторон. А нефутбольные вещи — это те же агенты и прочие околофутбольные люди. Самое главное, нужно быть честным и чистым на руку. Если я где-то буду работать в качестве агента или в качестве скаута, то, прежде всего, я буду честен до мозга костей. И это самое главное! Для меня девиз по жизни: «Всегда оставайся человеком». В этом плане во мне никто не усомнится. То же самое, если я стану тренером. Я буду требовать от футболистов внимания и всего того, что они должны делать на тренировках. А вне тренировок я буду защищать их интересы. И если надо будет поругаться с президентами, агентами, с руководителями, которые меня пригласили в этот же клуб, то, поверьте, я с ними поругаюсь. Потому что всё, что касается работы, это касается работы. Если я вижу, что эта работа не правильная, то я им на это укажу.

- Спартак, ты уже говорил о нашей перспективной молодёжи. А кто, на твой взгляд, из «тёмных лошадок» может усилить команду?
— Вы знаете, футбол это такая непостижимая штука, что из гадкого утёнка может вырасти прекрасный лебедь. Это каждодневная работа. Каждый футболист, который сейчас находится в «Кубани», очень талантлив. Поэтому его и взяли в «Кубань». У каждого есть шанс раскрыться, заиграть. Всё зависит от того, сколько футболист работает, сколько и как он отдыхает. Если футболист профессионал, то он всегда добьётся определённых высот. Не через год, так через два. Я всегда говорил, что даже в премьер-лиге игроки достаточно равные по уровню. Есть, конечно, кто выделяется, но их не так много. Миранчук, например, в «Локомотиве». Вот он получает за свою индивидуальность чуть больше остальных. Но таких ярких игроков, как Аршавин в своё время, сейчас нет. И тут во главу угла на поле становится характер и физическое состояние. Как человек тренируется. Если молодой игрок будет тренироваться в три раза больше других, то, поверьте мне, он очень быстро выйдет на новый уровень и станет всех удивлять.

- Одно время у нас была очень перспективная молодёжь. И сейчас они все, с одной стороны, играют в премьер-лиге, но, с другой стороны, у них пропала индивидуальность. Иными словами, на молодёжном уровне они были намного заметнее. Что можешь сказать по этому поводу?
— Смотря, что подразумевать под индивидуальностью. Они же всё равно играют в премьер-лиге, они зарабатывают себе имя, репутацию, да и деньги, в конце концов. Они добиваются того, чего они хотят. Мне кажется, они к этому и стремились. Я, к примеру, ведь не могу быть как Месси. При всех моих способностях и таланте, я простой футболист, который, я бы сказал, среднего уровня. Но это же мне не мешало выигрывать, и становиться чемпионом. Я же добился чего-то. Но я знаю, что всегда из себя выжимал 100%. Не 99%, а именно 100%. Вот то, что у меня есть, это всё моё. И большего я просто не смог бы сделать.

- Идёт Кубок Конфедераций. Будешь ли ты следить за ним и как оцениваешь перспективы нашей сборной? Кого на данный момент можешь в этой сборной выделить?
— Так как это наша сборная, значит, на данный момент в ней собраны лучшие футболисты. Конечно же, я буду болеть за Габулова, который представляет мою нацию и который, кстати, играл в «Кубани». Я – осетин, я с ним близко дружу. Дело в том, что сборная — это лучшие футболисты, собранные со всей России. Поэтому, наша сборная — это лицо России. А все футболисты, которые сейчас в сборной, добились того, чтобы в ней находиться. И кто бы что не говорил, она должна хорошо выступить. Свой определённый уровень сборная держит. Посмотрим, как это будет на поле. Здесь очень много связано с психологией. Ребята будут думать о победе и к ней стремиться. Если будут побеждать — придёт психология победителя. Игроки раскрепостятся, и при своих болельщиках должны выступить хорошо. Будем смотреть, а выделять футболистов… Выделить можно нашего вратаря, который долгое время играет за сборную. Это очень тяжело, потому что конкуренция и травмы дают о себе знать. Но всё равно Акенфеев — номер один!

- Спартак, в заключении, что бы ты хотел пожелать нашим болельщикам, уходя из клуба?
— Болельщикам, во-первых, я хотел бы пожелать терпения. Во-вторых, хочется поблагодарить за то, как они болели в прошедшем непростом для команды сезоне. Я чувствовал их тепло и поддержку. А на выездных матчах их всегда было очень хорошо слышно. Ещё хочется сказать, чтоб они не требовали с команды каких-то серьёзных вещей. Потому, что если команда всё-таки будет бороться за выход в ПЛ, то это будет подвиг. Я бы так сказал. И, конечно же, хочется сказать, что руководители не всегда виноваты в той или иной проблеме. Не всегда всё зависит от тех людей, которые сейчас руководят клубом. И если они молодые, то это вовсе не значит, что они не хотят помочь клубу. Они точно так же болеют за «Кубань», точно так же переживают за неё. Просто в виду многих факторов они не могут или у них не получается делать так, как они хотят. Если бы у них была возможность делать всё так, как они планируют, то было бы всё намного лучше. Уж поверьте мне на слово. Поэтому хочется ещё раз пожелать терпения. Ходите на стадион и поддерживайте «Кубань»!

- Если тебе позволит время, не хочешь ли ты приехать на первый домашний матч, как это сделал год назад ещё один наш бывший игрок Джиджел Букур?
— Конечно! Я, когда ухожу из клуба, то всё равно слежу за ним, общаюсь с игроками. Если у меня будет время, то почему бы и нет? Приеду и с удовольствием поболею.

- Спартак, огромное спасибо за уделённое нам время, и зная твоё отношение к нашему городу, зная твоё отношение к болельщикам «Кубани», всегда будем рады тебя видеть в Краснодаре. А по возможности будем встречаться, общаться, разбирать игровые моменты «Кубани» и, может быть, жизни города в целом.
— Спасибо. Уверен, так и будет…


Прощальное интервью Спартака ГОГНИЕВА. Часть I




КОММЕНТАРИИ




Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии