Андрей НЕМЫКИН: В краевых школах отсутствует нормальная футбольная подготовка

22 января 2018

Бывший вратарь «Кубани», экс-директор Центра Спортивной Подготовки Андрей НЕМЫКИН в экслюзивном интервью нашему сайту рассуждает о проблемах детско-юношеского футбола в крае. Сегодня мы публикуем первую часть беседы с Андреем Алексеевичем.

Немыкин Андрей– После завершения работы в Налоговой службе в 2012-м году, Владимир Иванович ЛАГОЙДА пригласил меня посмотреть ремонт футбольного поля на стадионе «Кубань». Зашел я и в свою школу. Я зашел, глянул, и понял, что нет никаких слов, чтобы описать увиденное. Это моя родная школа. Она раньше называлась СДЮСШОР «Урожай». И, вот, глянул – а там просто кошмар. Более-менее нормальное поле и всё. Дети одеты как попало, мячей нормальных нет, раздевалки – ужас, крысы бегали. Тренерами там были все наши заслуженные ветераны, а общая картина совсем неприглядная.

Я начал узнавать про зарплаты, про житье-бытье, сделал выводы и подумал: «а может попробовать навести порядок?». Директором был Павел Николаевич КУЩ. Поговорили с ним, он говорит, что ушел бы отдыхать уже, но кто ж хозяйство подберет. В общем, получилось, что меня в итоге назначили директором школы.

В «Кубани» на тот момент всё было хорошо, но мы не имели к ФК никакого отношения, мы были простой бюджетной школой. В то время начал развиваться антагонизм между «Краснодаром» и «Кубанью», началось серьезное противостояние на детском уровне.

По истечении полутора лет начали появляться первые результаты работы. Пришлось, правда, провести кардинальные изменения как в тренерском штате, так и в административном. Мы начали играть на равных с академиями «Кубани» и «Краснодара». Отмечу, что мы не имели серьезных возможностей, а в финансовом плане было очень тяжело. Мы были обычной школой, ЦСП. Но получалось достойно выглядеть в играх с командами академий. Затем пришли первые успехи в старших возрастах (98-й, 99-й, 2000-й годы рождения). Многие из выпускников этих возрастов сейчас в «Кубани». Саша ДЖУМАЕВ, например. Один из самых талантливых из всех ребят, на мой взгляд, Максим БОРИСКО. Я сильнее вратаря в таком возрасте не видел.

Честно говоря не понятно, почему он до сих пор не получил шанса на уровне ФНЛ. Я считаю, что Макс никак не слабее нынешних вратарей «Кубани».

Так вот, мы начали ломать тогда структуру. Зарплаты были мизерные, условия никакие, тренерский состав возрастной. Александр СЕМЕНЮКОВ-старший, Евгений ПОЛОВИНКО тогда пришли сами – попросились отпустить, признались, что темп задан высокий, и они с этим просто не справляются, не успевают. Это правильно и честно. До сих пор, хорошие отношения с ними остались.

– Если на пару минут отойти в сторону и вспомнить годы, проведенные в «Кубани»…

– Я не великий какой-то игрок был, но те годы были замечательные. Наверное, потому, что не было денег. Я со своими возможностями никогда бы в жизни не поиграл в высшей лиге. Из того состава запомнились любителям футбола очень сильные футболисты Женя ПЛОТНИКОВ, Стас ЛЫСЕНКО, БЕЛОУС, ЛЕМИШ, ГЕРАСИМЕНКО и Сергей ЛЫСЕНКО. Серега, вообще, зверюга был. В 18 лет в «Динамо» Киев звали, а он не поехал…

Но, вернемся к ЦСП. Игорь ПРУЦЕВ пришел помощником, Алексей ФОФАНОВ, завершив тренерскую работу, пришел заместителем директора. Начали знакомиться с работой детско-юношеских школ, начали обучать тренеров. Находили внебюджетные деньги – отправляли тренеров на стажировку в донецкий «Шахтер», в московские клубы. Смотрели, что правильно делаем, что нет. Приезжал бывший главный тренер академии «Динамо» (Москва), а в настоящее время главный тренер академии мадридского «Реала», рассказывал, как устроено у них. Интересно было.

Постепенно становилось в этих рамках тесно, стали задумываться над интернатом. За свой счет стали снимать квартиры, селить детей, нанимать нянечек, оформлять их в школу. Это в 2014-м году было. А затем сложилась ситуация, что мы едва не вышли в финал чемпионата России по 1998 году (заняли 2-е место), а «Кубань» стала 5-й или 6-й. И в Администрации края возникли вопросы, каким образом бюджетная школа оказывается выше, чем клубная. Чернова попросила меня составить программу и спросила, смогу ли я поднять и клубное хозяйство. При этом они хотели финансирование уменьшить, а качество и эффективность за счет объединения ЦСП и «Кубани» увеличить. В общем, всё, как принято у нас в стране… Хотя этот шаг, я считаю, был на все сто процентов правильным.

Наверное, некоторые обидятся на меня. Но, я замечу, что многие (как в ЦСП, так и в «Кубани») попросту не соответствовали уровню тренеров академии. Тогда в «Кубани» гендиректором был МУРАВЬЕВ Евгений Иванович. Хочу спасибо сказать Сергею МАРУШКО, который был техническим директором клуба. Мне дали полный карт-бланш. Произошло объединение и мы стали называться Резерв ФК «Кубань» (это ЦСП + интернат «Кубани»). Начали быстро прогрессировать, стали давать результат. Время показало, что нам удалось создать эффективную структуру. У нас получилось то, что должно получаться. Мы тогда были едва ли не единственными в России, у кого было полное взаимопонимание между клубной верхушкой и детской школой. Было комфортно работать с Муравьевым. Я, как бывший финансист, достаточно легко решал все вопросы и находил взаимопонимание с генеральным директором клуба.

Я мог изыскать средства, отправить команду на турнир, а потом клуб компенсировал эти затраты. Мы играли всеми возрастами на всех уровнях. Ехали в Москву, снимали там гостиницу, предоставляли ребятами полный комфорт, проводили 3-4 матча и возвращались. На игры ездили на нашем автобусе, который сопровождал детишек. Так должно быть.

– Кто оплачивал эти поездки? Известно, что в очень многих сферах детского спорта, да практически везде, оплата ложится на родителей.

– Родители никогда не платили. Старались использовать бюджетные деньги, но если в силу каких-то причин не получалось, то сами находили деньги и оплачивали такие поездки.

Так вот, все наши действия начали давать результат, который невозможно оспорить. И здесь мы приходим к самому интересному моменту. 2015-й год, Муравьева убирают из-за сделки по Попову. Хотя там всё было кристально честно. Муравьева убирают из «Кубани», а меня перед этим увольняют «по собственному желанию» по указанию ДОЛУДЫ. Меня вызвала ЧЕРНОВА, я сразу все понял и говорю: «Писать по собственному?». Чернова была расстроена, сказав мне, что у неё поручение отчитаться до обеда перед Долудой о моем увольнении. Родители подняли бучу, даже письма президенту писать стали, но это бред. Им быстро ответили, что человек ушёл по собственному желанию.

К моему большому сожалению, выстроенная нами структура в то время дала трещину, а со временем и вовсе развалилась. Время показало, что пользы этот развал не принес никому. ЦСП стала спортивной школой – это самый низкий уровень по градации. А «Кубань» начала скатываться вниз, даже не мечтая о выходах команд различных возрастов в финалы первенства России. А это, как ни крути, является показателем реального положения дел в футбольной академии.

Я часто смотрю детские краевые соревнования. И вот вижу, что если раньше мы приезжали, и все выглядело гладко (во всяком случае, так со стороны смотрелось), то теперь экипировка есть только у самых маленьких. Родители ещё могут им купить форму. Чем старше мальчишки, тем это дело затратнее, а 20.000 рублей на форму для ребенка далеко не все родители могут себе позволить. Фактически, после 12-ти летнего возраста практически во всех краевых школах отсутствует нормальная футбольная подготовка. И школы с трудом набирают мальчишек для участия в чемпионате края. Куда при этом смотрит министерство спорта Краснодарского Края и их непосредственный куратор совершенно непонятно.

ИДЕОЛОГИЯ КАЛЕШИНА

Немыкин Андрей– Евгений Калешин настаивает на том, чтобы игровую идеологию главной команды прививать поголовно резервистам всех возрастов. Насколько такой подход правильный на ваш взгляд?

– Давайте обратимся к прославленному «Аяксу». Все завидовали в 90-х – начале 00-х тому, какое там развитие и сколько классных игроков они выпускают. Сейчас такого нет и в помине. Я в прошлом году был в Амстердаме и зашёл в академию «Аякса». Раньше они гордились тем, что в академии работают только бывшие игроки клуба, прививая воспитанникам менталитет главной команды. Это хорошо, но надо двигаться в ногу со временем. Я посмотрел — там с детьми в школе занимаются тренеры достаточно преклонного возраста. И в тоже время мне попалось интервью Раймонда ВЕРХЕЙЕНА, всемирно известного специалиста, который, в том числе, у нас работал со сборной России. Верхейен говорил о том же, о чем и я: «Нельзя опираться только на старые кадры. Так прогресса не достичь, надо учиться самим и учить молодых тренеров».

Сейчас там происходит перезагрузка, появилось много молодых тренеров и, я думаю, нидерландский футбол через несколько лет поднимется. Менталитет надо прививать не указаниями, что детям надо играть так, как основа. Нет у нас таких «вечных» людей, как Венгер в «Арсенале» или Фергюсон в «Манчестер Юнайтед». Те, кто работает по 20 лет. Мы с вами «Барселона»? Нет, мы не «Барселона». Она принадлежит людям. И это не пустые слова. Там не 99.000 приходящих на стадион, там полмиллиона людей имеют заветную карточку с членством в клубе. Но мы не «Барселона».

Футбол, на самом деле, спорт бедных. Но детей ведут потому, что считается, что футбол спорт номер один. При этом у нас в крае убивают детский футбол – денег нет, тренеры не развиваются и никому ничего не надо. И не только детский, но и просто массовый. Раньше в высшей лиге края играло 18 команд. Зимнее первенство города – 4 лиги по 12-16 команд. А сейчас? Смешно.

А то, что говорит Женя, может это и правильно. Но мое мнение следующее: не клуб должен быть для тренера, а тренер должен быть для клуба. Он должен приходить и действовать в выбранном клубом направлении. А с детьми надо работать, надо понимать, как с ними работать, надо воспитывать детских тренеров. Иначе все это просто популизм…

– И этот самый «популизм» Женя все-таки умудрился вдолбить в голову губернатора.

– Кондратьев не разбирается в футболе. Ему это не надо. Вот и всё.




КОММЕНТАРИИ




Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии