Игорь ГАЙДАШЁВ: Не понимаю споров о преемственности «Динамо» и «Нефтяника»

24 августа 2018

Продолжаем публикацию интервью историка кубанского футбола Игоря Гайдашёва нашему сайту. В третьей части Игорь Юрьевич рассказывает о том, как менялось имя клуба, и почему именно «Нефтяник» является правопреемником «Динамо», а не кто-то другой.

ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ЛОГИКЕ ОППОНЕНТОВ, ТО ДО 1989 ГОДА «КУБАНЬ» НЕ СУЩЕСТВОВАЛА

Гайдашев Игорь– Давай рассмотрим историю «Кубани», которую ты ведешь, и которую некоторые читатели нашего сайта упорно пытаются оспорить. Основной вопрос: почему историю «Динамо» продолжил «Нефтяник», а не ЗИП?
– Тот, кто так говорит – он просто не знает историю клуба. Не знает, когда существовало «Динамо», когда существовал «Нефтяник», когда существовала «Кубань», когда существовал «Спартак». У меня в 1991 году вышла книга, где было четко указано, что мы идем от «Динамо». Тогда были живы все ветераны. Если бы мой оппонент, известный на форуме под именем Форекс, интересовался футболом на тот момент, он бы задал вопрос: «Почему мы так называемся?», обратился бы к ветеранам. Это не моя выдумка. Вот он пишет, что «играли параллельно в первенстве Северного Кавказа». Никогда ни «Нефтяник», ни «Динамо», ни «Спартак» не существовали ни параллельно, ни перпендикулярно в чемпионате РСФСР! Даже в краевом первенстве они вместе не играли, разве что до войны 1-2 года «Спартак» и «Динамо» соперничали в крае и городе, а потом просто стало не актуально такое противостояние, ибо «Спартак» был слабеньким. И это не трудно посмотреть, если интересуешься кубанским футболом. «Нефтяник» играл в 1952 году в РСФСР, но это была пробная команда, собранная в основном из приезжих игроков и всего через 7 месяцев ее расформировали.

– Тема такая, что параллельно существовали «Нефтяник» и ЗИП.
– А причем тут ЗИП? Эта команда была создана в самом начале 50-х годов и с 1952 или 1953 стала играть в краевом первенстве.

– Половина игроков «Динамо» ушла в «Нефтяник», половина в ЗИП. Почему тогда «Нефтяник»?
– Давайте начнем с нуля. 1928 год, биржа труда, НЭП. В городе десяток команд, которые играют ниже среднего уровня. Одному умному человеку пришла в голову мысль создать одну сильную команду. Как в городе, так и в крае. «Динамо» приглашало футболистов известных и опытных, давая им работу и возможность играть в футбол. Через 2-3 года «Динамо» стало сильнейшим клубом Северного Кавказа, а в 1932 году был открыт новый стадион. Таким образом, получили еще и прекрасную спортивную базу.

«Динамо» начало играть в первенстве Северного Кавказа, в котором принимали участие сборные городов, но Краснодар был представлен именно «динамовцами». В 1935 году «Динамо» принимало участие в первенстве городов второй категории. В составе сборной города тогда было два «спартаковца». Остальные представляли «Динамо». Далее образуется Краснодарский край, «Динамо» по-прежнему сильнейший клуб края, хотя были достаточные серьезные соперники в лице «Спартака» и «Медика». «Динамо» выигрывает чемпионат края и кубок края, но это до войны. После войны «Динамо» в полном составе едет на первенство Северного Кавказа в составе сборной Краснодарского края и дважды становится чемпионом! В 1948 году «Динамо» становится чемпионом России, но по какой-то причине его сразу не заявляют в Класс «Б». Это место, по рассказам ветеранов, чуть не отдали сборной города. Правда, динамовское руководство вовремя опомнилось. В результате место удалось отвоевать, и «Динамо» в 1949 году становится третьим в группе. Но после очередного сокращения «Динамо» отправляется играть в первенство РСФСР. Вместо «Динамо» ни одна команда в Класс «Б» не заявлялась. Правда, параллельно был «Локомотив». Так что при желании можно вести историю от «Локомотива»…

Затем «Динамо», как ни пыталось, пробиться в Класс «Б» так и не смогло. В 1953 году, «Динамо» делит первое место с Таганрогом и проигрывает дополнительный матч за выход 0:1. После чего из команды уходит несколько ведущих игроков. Взять хотя бы, ушедшего в Ростов Денисенко – лучшего вратаря республики на тот момент.
У «Динамо» начинаются проблемы с финансами. Они же работали — кто водителем (как Амелякин), кто дежурным, кто оперуполномоченным. Некоторые уже тогда уходили работать на завод, но продолжали играть за «Динамо». Жуковский ушел на завод, потому что, ему пообещали квартиру. В 1952 году Жуковский уволился из «Динамо» и стал играть за ЗИП. 1953-й год закончился, начался 54-й. Идет заседание краевой федерации футбола (все протоколы сохранились, можно проверить элементарно).

«Спартак» сразу заявил, что будет играть на город. «Динамо» решило играть на первенство РСФСР, стараясь пробиться в класс «Б». «Нефтяник» вообще команды не имел. ЗИП, как и «Динамо» собрался играть на первенство РСФСР. Это была сильная заводская команда, с серьезной поддержкой. Отмечу, что на тот момент в ЗИПе не было ни одного игрока «Динамо», за исключением Жуковского и давно ушедших Леонова и Евдокимова, но им уже далеко за 30 лет было!

Наступает март. Экстренное совещание краевой федерации футбола. И на этом совещании сообщают, что Краснодар получает место в Классе «Б». Естественно встает вопрос: «Кого заявлять? Кто готов играть?». «Спартак» отказался сразу, «Нефтяник» сказал, что деньги найдет, если им дадут возможность играть в классе «Б», а «Динамо» решило остаться в первенстве РСФСР. Это было 9 марта. До чемпионата оставался месяц. По Положению в классе «Б» могли играть только 6 игроков старше 26 лет, а «Динамо» было очень возрастной командой и к тому времени практически прекратило свое существование из-за отсутствия денег. Была школа, а основная команда, как таковая, уже закончилась.

К вопросу о переходе игроков «Динамо» в ЗИП. В ЗИП перешли Жуковский, Леонов (который на момент перехода уже не играл в «Динамо») — ему было 36 лет, Горохов (38 лет) и все! На тот момент из «Динамо» в ЗИП не перешел ни один игрок! Откуда выдумка (или специально обман) о том, что в ЗИПе было на 1 игрока больше из «Динамо», чем в «Нефтянике»? Ведь можно спокойно взять книгу «История Кубанского футбола» 1997 года и там прочитать про ЗИП, про «Динамо» тех лет и просто сравнить фамилии. И всё. По факту из динамовских «старичков» в ЗИП в тот год никто не перешел, а остальные закончили карьеру. А вот Аванесов, Евсюков, Занченко, Симонов, Жуковский, Рудаков, Славинский, Курганов, Голубчиков, Игнатов и др. перешли в «Нефтяник». Я не понимаю, какие могут возникать вопросы? Старики-динамовцы закончили играть, а остальные стали игроками «Нефтяника».

Еще раз подчеркну, что «Нефтяник» получил место в классе «Б» из-за наличия финансирования. Грех было отказываться от такого шанса. Другие команды отказались именно по причине отсутствия средств. Вот и давайте посчитаем: 11 футболистов в «Нефтяник» перешли из «Динамо», были несколько приезжих, а всего в том сезоне за «Нефтяник» 16 игроков выступало.

– А тренер?
– Тренером приехал Виктор Литвинов. Он вообще легкоатлетом был. После 11 первых матчей, которые оказались провальными и опустили «Нефтяник» на последнее место, его убрали. Пришел Лев Забутов, наш известный тренер, который в том же «Динамо» три года отработал в 1949-51 г.г.

В конце 1957-го вышел Указ Совмина РСФСР, предписывающий все профсоюзные команды объединить в единое общество ДСО «Труд». Так у нас появляется ДСО «Труд». Хорошо, что не додумались команду переименовать в «Труд». Тогда в каждой зоне было по 4-5 «Трудов». У нас нашелся умный человек, который сказал: давайте мы будем ДСО «Труд», а название будет «Кубань». Жаль, что мы не знаем, кто этот человек — ему бы памятник поставить!

То есть, «Нефтяник» вошел в общество «Труд» (как требовали наверху), но название команда получила «Кубань». Например, Николай Дмитриевич Грушевский считает, что это новая команда. Но, как она может быть новой, если все игроки и тренеры «Нефтяника» туда перешли в полном составе? Сменилась только вывеска, что и потом бывало неоднократно. Видимо – это наша судьба была такая со сменой названий и сменой тренеров!

ДСО «Труд» не тянуло по деньгам задачу выхода в Класс «А» и в 1960-м году начали писать «Кубань» – ДСО «Спартак». И только в июне 1960-го «Кубань» передали официально под патронаж ДСО «Спартак». Получилось интересно – играли под флагом «Спартака», форма была спартаковская, а название «Кубань». В итоге под «Спартаком» мы проиграли три года, стали чемпионами России. А в декабре сообщают, что высшей лиги не будет – будет первая лига класса «А». Так мы лишились возможности сыграть в высшей лиге СССР.

Когда вернулось название «Кубань» точно неизвестно, ориентировочно в феврале 1963-го. Играли мы под флагом ДСО «Спартак» в красной форме, но назывались «Кубань». Но, самое интересное, что я раскопал буквально пару недель назад. Мы не знали точную дату перехода под ДСО «Урожай». И вот теперь известно: мы стали ДСО «Урожай» 1 апреля 1971 года. «Спартаку» было невыгодно содержать «Кубань». На стадион в 1970 году ходило от трёх до пяти тысяч зрителей, расходы были большие. И тогда решили передать команду под флаг «Урожая». Я нашел трудовую книжку начальника той команды Козьменко. У него сначала было ДСО «Спартак», а затем запись: «с 1 апреля 1971 года, инструктор-начальник команды ДСО «Урожай».

Следуя логике того же Грушевского, это опять новая команда. А в 1985 году ликвидировали все ДСО и создали единое ВСО «Россия» — тоже все команды новые?
Особо хочу сказать о дате 3 мая 1989 года. В этот день образован профессиональный футбольный клуб «Кубань». Это единственная точная дата, привязанная к нашему клубу. Я не знаю, почему руководивший в свое время клубом генерал не захотел или не смог обратиться в архивы ФСО «Динамо», например, и узнать когда именно, в какой день была создана футбольная команда «Динамо» (Краснодар). Я просил найти информацию, но никто не захотел мне в этом помочь.

Таким образом, получается, что если следовать логике (если она есть не только в виде простого трёпа на сайте) оппонентов, то «Кубань» вообще создана 3 мая 1989 года, а всё, что было до того, можно не считать. Мне в принципе не ясен предмет спора. Люди, протирающие штаны дома за столом, тужатся доказывать что-то кому-то. Я не понимаю цель все этого. Если ты хочешь помочь найти истину, то работай в архиве, опрашивай ветеранов, раскапывай завалы в прессе и т.д. Но у нас всё наоборот. Легче ведь ничего не делать, а сидеть, и, извините, пи***ь. Причем эти люди никогда ничего полезного в своей жизни не делали, ничем не жертвовали (хотя бы временем, чтобы найти истину), а именно сидели и пи-пи-пи. Разве не так? Что они нашли из доказательной базы? Да ничего не нашли и не найдут, поверьте мне. Кто им мешал опровергнуть то, что нашли в свое время Яровой, Селезнев, Вишталь, Гайдашев? Нужно и можно было и с ветеранами поработать, и в архиве покопаться. Разве не так? Вот Н.Д.Грушевский, человек уникальной памяти и огромных знаний. Он знал всех игроков «Динамо», общался с ними плотно, но ничего о них, об их жизни не собрал, воспоминаний своих так и не опубликовал. Получается, что вот они все ушли, и ничего не осталось, даже могил я найти не могу, и не знаем мы, где они похоронены. Разве это нормально? У того же Грушевского огромный фотоархив есть старых фотографий, но он его никогда никому не даст его даже переснять. Разве это нормально? Я, вот, всю жизнь покупал фотографии, начиная с 1978 года у того Семена Иноземцева, у других фотографов. Они все давно уже ушли и их архивы канули в вечность. Но ведь те фото, что я покупал и находил, есть и ими пользуются все! Я, что, для себя это делал? Просто патриотизм и любовь к футболу – это реальные дела! Кто-то на футболе наживается, кто-то всего себя ему посвящает. Вот я всю жизнь, отказывая себе во многом, собирал, покупал, издавал всё, что мог по кубанскому футболу. Работая в футболе, получал какие-то копейки, но считаю, что прожил не зря. Хотя не все удалось сделать, но всё же многое мы с ребятами спасли от забвения. А что могут сказать наши оппоненты? В чем смысл их претензий, что они полезного сделали?

МЫ СТАЛИ СТРАНОЙ «ИВАНОВ, НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА»

Гайдашев Игорь- Правда, душа болит за то, что гибнет наш музей, мой архив, коллекция. Подобные архивы есть ещё у двух-трёх человек в крае. И никому до этого нет дела. А ведь даже по первенству края нет ни одной книги, ни одного нормального справочника. Всё списывается на нехватку средств. А мне кажется, что это нехватка желания и просто наплевательское отношение к своей истории. Разве трудно было обрабатывать протоколы краевых турниров? Нет! Но некому! Кубок губернатора существует 13 лет, а его историю уже не восстановить. Протоколов не сохранилось. Есть какие-то шансы по краевым турнирам — там часть протоколов пока ещё в архиве, но кто поможет все это издать? Сейчас краевая федерация протоколы сохраняет, но в архиве многое пропадает из-за небрежного отношения. Пришли из архива люди, перебрали протоколы и половину просто выбросили. Всё, что было до 2000 года, куда-то делось. И я не знаю, найдем ли мы когда-либо хоть что-нибудь. А ведь за год работы, и мы бы многое спасли, но, видно, не судьба. Нет у нас в крае людей, заинтересованных в сохранении истории. НЕТ! Даже книгу к 100-летию выпустили такую куцую, что стыдно. Край суперфутбольный, а денег на достойную книгу не нашлось. В Тамбове, Лисках, Тюмени выходят шикарные книги, а у нас — пшик. Вот взялись бы чиновники всех рангов и помогли бы создать достойный музей, книгу бы издать помогли, еще что-то сделали бы. Например, ветеранов футбола поддержали. Но пока всё на словах. На реальные дела рассчитывать не приходится.

Сколько лет я оббивал пороги разных учреждений и структур и все напрасно. У меня с марта лежат две книги – одна к 90-летию ФК «Кубань» (небольшая в силу маленького бюджета) и солидная книга о ветеранском футболе, о наших рекордсменах-ветеранах. Они же 11-кратные чемпионы страны. Вы думаете, кто-то помог эти книги издать? Клуб не в состоянии, а больше некому! Сколько было обещаний, пожеланий, дополнений, а в реальности – кто трубку не берет, кто на завтра отправляет, кто просто воротит нос. И так уже полгода. Вот оно реальное отношение к тому, чем я занимаюсь и что делаю. Всем нравится, когда про них пишут, когда фотографии появляются и память сохраняется. Но если бы мы в свое время не стали пиарить наших игроков, тренеров, то про многих из них сейчас бы никто и не вспомнил! Такова реальность и тут ничего не поделаешь. Но игроки, тренеры – даже те, которые устроились в этой жизни, — никакой реальной помощи для сохранения своей же фигуры в истории не оказывают.

И еще один момент. Куда деваются награды, кубки, вымпелы и другая атрибутика, которая, вроде бы, клубу принадлежит? Кто-то растаскивает всё по домам, а кто-то находит и приносит в музей. Вот в чем разница. Например, ветеранский клуб много лет поддерживала компания «Сокол». Её руководитель помог команде и чемпионами страны стать, и сам фанат футбола. У него в компании целый музей – кубки, медали и т.п. Сейчас компания банкротится и что с этими наградами будет дальше? Где-то дома или в сарае они и будут валяться. Разве так нужно хранить и беречь историю? А будь у нас достойный музей, то, наверное, нам бы все эти награды и передали бы.

Ещё есть люди, которые просто не могут жить без того, чтобы что-нибудь не утащить домой. Старый кубок города так и канул в лету вместе с другими кубками и призами. Мы стали страной «Иванов, не помнящих родства», не сохраняющих преемственность и память. И что будет дальше? В той же «Кубани» до 2013 года не сохранилось ни одного вымпела! Всё растащили. Даже кубки командные и то только с 2003 года есть. А кубок за 3-е место канул в динамовском клубе и концов уже не найти. Те же вымпела – уволился администратор «Кубани-2» и все собой унес. Но разве это правильно? Собираешь вымпела? Пойди и купи или попроси у другой команды. Но зачем, если можно просто забрать и всё? Начальник службы безопасности в последние годы так же поступал. Нужен вымпел — забрал и привет ребята. А вы, дураки, собирайте дальше. Понимаете я о чём? В футболе столько мутной пены, столько посторонних, столько грязи, что футбола-то в нём и не осталось. Становится страшно за наш футбол, который живет по понятиям, причем далеко не спортивным.

Продолжение следует…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игорь ГАЙДАШЁВ: Архив кубанского футбола должен работать для людей
Игорь ГАЙДАШЁВ: Болельщикам и руководству надо сесть за стол переговоров


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии