комбинационную игру, дать острейший пас, да и просто забить гол.

28 октября мы держали, считаю, главный экзамен отборочной сессии: играли с олимпийскими чемпионами, с призерами первенства Европы 1980 года, сборной Чехословакии. Два «сухих» мяча забил Рамаз Шенгелия. Мы завоевали право на поездку в Испанию. Последний матч в Братиславе (1:1) значения для нас уже не имел.

ИНТЕРВЬЮ ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА В ИСПАНИИ

-    Скажите, Константин Иванович, на каком этапе отборочных игр вы обрели уверенность в том, что наша сборная поедет на финальный турнир в Испанию?

-    В конце сезона 1980 года, когда команда показала стабильные результаты, одержав победы над сборными нескольких традиционно футбольных держав. Сравнительные Данные, которыми мы уже тогда располагали, позволили ощутить некоторый запек прочности. Мы не в первый раз говорим с вами о необходимости фиксировать количество и качество игровых действий, чтобы пол гать объективную картину активности и полезности каждого игрока в отдельности и команды в целом.

Цифры - скучная материя, но они вооружают тренера. Например, мы установили, что в финальном матче первенства Европы сборная ФРГ выполнила 800 игровых действий при 16 процентах брака. А у ее соперников, игроков сборной Бельгии, получилось 586 игровых действий и допущено было брака 33,8 процента. Что это означает в переводе на более понятный язык? Команда ФРГ больше владела мячом, хотя и без излишней суеты, действовала четко, почти безошибочно. Команда Бельгии отдала инициативу, ее футболисты часто ошибались.

Модельные показатели весьма красноречивы для опытного тренера. Сравнивая количество и качество игровых действий у сборных Чехословакии, Уэльса, Турции и Исландии, я пришел к выводу, что конкуренты в отборочной группе нам на данном этапе уступают.

-    Вы и в изучении вероятных противников применяете этот математический анализ?

-    Безусловно. Анализируем те же показатели у команд, которые уже пробились или имеют больше шансов пробиться в финальную часть мирового первенства. Это позволяет целенаправленно вести учебно-тренировочный процесс.

- В сборной СССР, которую вы возглавляете, кажется, нет ни одного игрока, который прежде выступал бы на чемпионате мира?

-    Да, и не только на чемпионате мира. Даже на финальном этапе первенства Европы ни один из нынешних «сборников» не бывал.

-    Значит, тем более полезно напомнить футболистам об ошибках, допущенных их предшественниками на международных соревнованиях прошлых лет.

-    Я подробно перечислил и описал участникам сборной все ошибки, которые нам так памятны, и не только ошибки игроков советских команд. Рассказал, как удаляли с поля за ответ грубостью на грубость, как из-за этого команда оставалась вдесятером. Как не надо принимать решения за судью, к чему это приводит. У нас печального опыта хватает. Напомнил о случаях, когда безволие, апатия одного или нескольких футболистов дорого стоили всей команде. Приводил в пример бразильцев, которые когда-то были чересчур вспыльчивы, а соперники, рассчитывая на это, провоцировали их на действия, за которые